«Пропаганда по рецепту доктора Геббельса»: как государственные СМИ дискредитируют негосударственные медиа

Марина Елистратова, Media IQ
5 марта 2021, 23:16
Частью пропагандистской стратегии, которую государственные медиа используют в материалах о массовых акциях против фальсификации выборов и насилия, стали информационные атаки на негосударственные СМИ: беспочвенные обвинения в продвижении фейков, агрессии, пропаганды, чужих интересов.

«Независимые от здравого смысла и фактчекинга СМИ»


Пропагандистская стратегия госСМИ в материалах о протестах в Беларуси состоит из создания образа врага из стран Запада, перевода протестов из политической плоскости в криминальную, демонизации протестующих, обесценивания символов протеста, отказа оппонентам власти в субъектности. Периодическим информационным атакам подвергаются и негосударственные СМИ Беларуси. Госмедиа вступают с ними в открытую конфронтацию, противопоставляют их деятельность своей. ГосСМИ обесценивают и высмеивают независимые медиа, называют их «откровенно антигосударственными», «независимые от здравого смысла и фактчекинга СМИ», «недоСМИ», «около СМИшная тусовка», «БЧБ-рупоры».

Атаки госмедиа направлены на «Белсат TV», «Радио Свободу», «Радыё Рацыю», Euroradio и TUT.BY (чаще в материалах о процессе лишения портала статуса СМИ). Обычно госСМИ не называют, против каких конкретно медиаресурсов выступают, а создают образ «так называемых независимых СМИ и Telegram-каналов» как недостоверного и ангажированного источника информации. ГосСМИ не разграничивают негосударственные СМИ, где работают профессиональные журналисты, и анонимные Telegram-каналы. Они ставят эти два источника информации в один ряд, чтобы дискредитировать независимую журналистику в глазах читателей и зрителей.

Госмедиа приписывают действия Telegram-каналов негосударственным СМИ: призывы к участию в акциях, координирование протестов, публикацию личных данных сотрудников МВД, участие в осуществлении «людоедских планов». «СБ. Беларусь сегодня» утверждает, что Telegram-каналы и оппозиционные медиа «призывали убивать — резать, жечь…». Это пропаганда, цель которой — снизить уровень доверия к независимой прессе.

«Поднять волну фейков и лжи»


Государственные телеканалы уверяют зрителей, что источник фейков, дезинформации и пропаганды – «так называемые независимые СМИ» и «деструктивные» Telegram-каналы. Эти заявления не подкрепляются конкретными фактами или разборами. Госмедиа не учат своих зрителей самостоятельно распознавать фейки, а только запугивают интернетом, Telegram-каналами и независимыми СМИ. «Цель – поднять такую волну фейков и лжи, чтобы она, как цунами, снесла всех неугодных», – уверяет «Беларусь 1». Фейками госСМИ называют неудобную информацию, которая противоречит государственной идеологии или стратегии пропагандистской машины в материалах о протестном движении. По версии госТВ, насилие со стороны силовиков, жестокие разгоны демонстрантов, мирный характер акций – фейки.

Вместе с тем, государственные медиа сами распространяют недостоверную информацию. «Беларусь 1» приписывает негосударственным медиа действия, которых они не совершали. Телеканал в материале об убийстве Романа Бондаренко утверждает, что «роль врача, которого накачали и подставили лживые медиа – показательна». Речь идёт о материале TUT.BY, в котором врач Артём Сорокин утверждает, что Роман Бондаренко не был пьян, в то время как МВД заявлял обратное. Подтверждения того, что врача «накачали», «Беларусь 1» не предоставляет, что за «лживые медиа» – умалчивает.

«Пропаганда по рецепту доктора Геббельса»: как государственные СМИ дискредитируют негосударственные медиа

Фото: скриншот с сайта tvr.by

«Легализация якобы мирного протеста»


Государственные телеканалы утверждают, что негосмедиа конструируют выгодную им новостную повестку, подтасовывают факты, чтобы поддерживать протестное движение, создавать для него «топливо». ГосСМИ вступают в однобокую дискуссию с негосмедиа и якобы опровергают информацию, которую предоставляют последние, но не используют для этого собственные достоверные факты. «Да, вечером «независимые» СМИ активно публиковали архивные фото и видео протестов, пытаясь изобразить массовость, которой не было», – так описывает «СБ. Беларусь сегодня» действия прессы при освещении акции протеста 14 декабря. В этом случае, как и в других, государственный ресурс не уточняет, какие именно материалы он отрицает и почему.

Государственные телеканалы продвигают манипулятивный нарратив: цель независимых СМИ – «легализация якобы мирного протеста». «Беларусь 1» утверждает, что независимые СМИ подтасовывают факты, чтобы представить протест мирным. Об акции 18 октября телеканал сообщает, что в правоохранителей снова полетели камни. «Подобные кадры упорно не хотят замечать, как они себя называют, независимые». Но «Беларусь 1» также не демонстрирует кадры, на которых видно, что митингующие бросают в силовиков камни. В другом сюжете телеканала об акциях протеста звучит: «Это их на Западе и наши независимые СМИ называют мирными демонстрантами, а милиции приходится уже полгода заниматься борьбой с натуральными террористами».


«Беларусь 1» не указывает источник информации о суммах финансирования негосударственных СМИ. Фото: скриншот с сайта tvr.by

«Почём нынче Родина?»


Государственные СМИ продвигают тезис, что иностранное финансирование независимых медиа – признак их антигосударственной деятельности, внешнего вмешательства и продвижения чужих интересов. ОНТ считает, что «Белсат TV», «Радыё Рацыя», Euroradio и «Хартия'97» оказывают открытое информационное давление на Беларусь. Аргумент – СМИ были созданы в Польше и оплачиваются из польского бюджета или через польский государственный Фонд международной солидарности.

Ещё одним источником финансирования негосударственных СМИ «Беларусь 1» называет американскую организацию The National Endowment for Democracy. Телеканал называет её «известным спонсором госпереворотов по всему миру». «Невольно хочется задать вопрос коллегам – почём нынче Родина? Пусть ответят. Не нам, а тем, кого координируют и призывают к насилию на "мирных" митингах», – обращается «Беларусь 1» к журналистам негосударственных СМИ. Это риторический вопрос, признак манипуляции. Голос ни одного негосударственного СМИ в таких сюжетах не звучит.

Государственные телеканалы выстраивают конспирологическую теорию, согласно которой на территории Беларуси иностранные СМИ продвигают чьи-то интересы. ГосСМИ описывает своё видение работы негосударственных медиа: неназванные кураторы диктуют негосСМИ как работать против Беларуси, о чём писать, когда публиковать. СТВ уверяет, что телеканалу «Белсат» и «Радио Свободе» неназванные «хозяева» указывают, когда писать про коронавирус, а когда о протестном движении. Таким образом госСМИ продвигают манипулятивный нарратив о том, что негосударственные СМИ не могут являться независимыми.

«Работа по геббельсовским правилам»


Государственные СМИ обвиняют негосмедиа не только в распространении фейков, но и в пропаганде. «Беларусь 1» утверждает, что в Беларуси работают «прозападные СМИ с пропагандой по рецепту доктора Геббельса». Телеканал уверяет, что эти СМИ конструируют информационную повестку. «Снимают выгодную картинку, показывают однобоко, драконят людей. И зачастую никаких доказательств – работа "на чувства, а не на разум" по все тем же геббельсовским правилам, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят». Проект Media IQ с февраля 2019 года проводит мониторинг беларусских медиа. Согласно его результатам, лидерами по пропаганде каждый месяц становятся государственные телеканалы, негосударственные СМИ чаще остаются свободными от пропаганды и манипуляции.

Государственные СМИ не только обвиняют независимые медиа в пропаганде, но и удивляются, когда те не нарушают стандарты информационной журналистики в своих материалах. В одной из публикаций «СБ. Беларусь сегодня» без ссылок на источники эмоционально рассказывает о криминальном прошлом задержанных Романа Решецкого, Андрея Зуева, Николая Автуховича. «Заметьте, ни одно «чэснае» СМИ не дало моральную оценку преступникам, не осудило их зверства», – возмущается портал. Давать моральную оценку и осуждать – это не роль СМИ.

Выводы


Частью пропагандистской стратегии, которую государственные медиа используют с начала массовых акций протеста, стали информационные атаки на негосударственные СМИ, дискредитация их работы. ГосСМИ создают образ «так называемых независимых СМИ и деструктивных Telegram-каналов» как недостоверного и ангажированного источника информации. По версии госСМИ, независимые медиа Беларуси призывают к участию в акциях, координируют протесты, распространяют фейки и пропаганду.

Государственные телеканалы считают, что негосмедиа сами конструируют выгодную для себя новостную повестку, создают акциям протеста имидж мирных и массовых. Государственные СМИ уверяют, что цель медиа, которых финансируют другие страны (по их версии, это «Белсат TV», «Радыё Рацыя», Euroradio и «Хартия'97», «Радио Свобода»), – антигосударственная деятельность и открытое информационное давление. ГосСМИ заявляют, что негосударственные ресурсы несамостоятельные, они продвигают интересы неназванных кураторов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ