Герой одного народа не обязательно является героем для другого народа
Представители Молодого фронта утверждают, что польское посольство отказало им в визах якобы из-за того, что Молодой фронт считает Степана Бандеру национальным героем Украины.
Как в Польше относятся к личности Степана Бандеры и его деятельности? Как вообще следует относиться к национальным героям одной страны, которые для другой страны такими героями вовсе не являются? И как исторические факты могут влиять на сегодняшние отношения между государствами? На эти вопросы отвечает активист Союза поляков Беларуси, корреспондент Gazeta Wyborcza Андрей Почобут.
- Значительная часть украинцев считает Степана Бандеру национальным героем, который боролся за независимость Украины, в том числе и с тогдашней польской государством. Как в Польше относятся к Бандеры и его деятельности?
- Прежде всего, личность Бандеры упоминают в Польше в связи с событиями на Волыни в 1943-44 годах. Тогда там произошло то, что в польской истории называют "Волынская резня". Это была массовая акция Украинской повстанческие армии (УПА) против поляков, живших на Волыни. По разным оценкам, количество поляков-жертв этой акции - составляла от 50 до 100 тысяч. Этому в Польше дают разные определения - от "этническая чистка" до "геноцид". Польские деревни окружались отделами УПА, и те убивали всех жителей, от детей до взрослых. Польская Армия Краевая в том регионе была относительно слабой, не везде присутствовала, поэтому вставали местные отряды самообороны, которые делали свои действия в ответ против украинского населения. Однако силы были неравны, поэтому количество жертв значительно больше у поляков. И в Польше эти события связывают именно с именем Бандеры. Хотя, если говорить о фактах, то на тот момент он не руководил УПА, находился в заключении у немцев. Но именно с его личностью поляки связывают эти события, и к нему сильно негативное отношение в Польше.
- Как вообще следует относиться к национальным героев одной страны, для другой совсем такими героями не являются? Вот, например, для поляков и белорусов Суворов отнюдь не положительная фигура в истории. Но для россиян он входит в иконостас национальных героев. Те же белорусские деятели 20-х и 30-х лет боролись против польского государства и вместе с тем против полонизации, закрытия белорусских школ, что как раз польское государство тогда и делало. Как относиться к таким коллизиям, чтобы не портить межнациональные отношения?
- Каждый народ имеет право чтить своих национальных героев. Но с другой стороны, стоит немного понимать чувства соседей. Я думаю, что о любых таких спорных случаях должны говорить историки, нужно вести общественный диалог. Кстати, между Украиной и Польшей этот диалог на тему "Волынской резни" ведется довольно активно. Здесь участвовали и историки, и общество, и президенты. Думаю, в том числе и благодаря диалогу польское общество с симпатией относится к украинцам, оно явно на стороне украинцев в сегодняшнем конфликте. Интересно, что Россия в течение этого конфликта пыталась разжечь тему "Волынской резни". Но это настолько фальшиво звучит из уст россиян. Ведь у украинцев открытые архивы, у поляков открытые, их историки встречаются, дискутируют. А Россия, которая имеет закрытые архивы, не отдает ряд документов, касающихся преследования поляков, вдруг "забеспокоилась". Выглядело это очень фальшиво и не вызвало никакой реакции. Поэтому я думаю, прежде всего должен быть нормальный диалог. И понимание того, что герой одного народа не обязательно является героем для другого народа. Такова была история, такие времена, и борьба в 20-м веке между народами часто было очень брутальным.
Как в Польше относятся к личности Степана Бандеры и его деятельности? Как вообще следует относиться к национальным героям одной страны, которые для другой страны такими героями вовсе не являются? И как исторические факты могут влиять на сегодняшние отношения между государствами? На эти вопросы отвечает активист Союза поляков Беларуси, корреспондент Gazeta Wyborcza Андрей Почобут.
- Значительная часть украинцев считает Степана Бандеру национальным героем, который боролся за независимость Украины, в том числе и с тогдашней польской государством. Как в Польше относятся к Бандеры и его деятельности?
- Прежде всего, личность Бандеры упоминают в Польше в связи с событиями на Волыни в 1943-44 годах. Тогда там произошло то, что в польской истории называют "Волынская резня". Это была массовая акция Украинской повстанческие армии (УПА) против поляков, живших на Волыни. По разным оценкам, количество поляков-жертв этой акции - составляла от 50 до 100 тысяч. Этому в Польше дают разные определения - от "этническая чистка" до "геноцид". Польские деревни окружались отделами УПА, и те убивали всех жителей, от детей до взрослых. Польская Армия Краевая в том регионе была относительно слабой, не везде присутствовала, поэтому вставали местные отряды самообороны, которые делали свои действия в ответ против украинского населения. Однако силы были неравны, поэтому количество жертв значительно больше у поляков. И в Польше эти события связывают именно с именем Бандеры. Хотя, если говорить о фактах, то на тот момент он не руководил УПА, находился в заключении у немцев. Но именно с его личностью поляки связывают эти события, и к нему сильно негативное отношение в Польше.
- Как вообще следует относиться к национальным героев одной страны, для другой совсем такими героями не являются? Вот, например, для поляков и белорусов Суворов отнюдь не положительная фигура в истории. Но для россиян он входит в иконостас национальных героев. Те же белорусские деятели 20-х и 30-х лет боролись против польского государства и вместе с тем против полонизации, закрытия белорусских школ, что как раз польское государство тогда и делало. Как относиться к таким коллизиям, чтобы не портить межнациональные отношения?
- Каждый народ имеет право чтить своих национальных героев. Но с другой стороны, стоит немного понимать чувства соседей. Я думаю, что о любых таких спорных случаях должны говорить историки, нужно вести общественный диалог. Кстати, между Украиной и Польшей этот диалог на тему "Волынской резни" ведется довольно активно. Здесь участвовали и историки, и общество, и президенты. Думаю, в том числе и благодаря диалогу польское общество с симпатией относится к украинцам, оно явно на стороне украинцев в сегодняшнем конфликте. Интересно, что Россия в течение этого конфликта пыталась разжечь тему "Волынской резни". Но это настолько фальшиво звучит из уст россиян. Ведь у украинцев открытые архивы, у поляков открытые, их историки встречаются, дискутируют. А Россия, которая имеет закрытые архивы, не отдает ряд документов, касающихся преследования поляков, вдруг "забеспокоилась". Выглядело это очень фальшиво и не вызвало никакой реакции. Поэтому я думаю, прежде всего должен быть нормальный диалог. И понимание того, что герой одного народа не обязательно является героем для другого народа. Такова была история, такие времена, и борьба в 20-м веке между народами часто было очень брутальным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники