“Какая-то девица имеет миллион лайков, показывая содержимое сумочки, а вы хотите этих людей заставить бороться за страну“
Социолог Сергей Николюк на цифрах объяснил природу пассивности белорусов, и почему они не будут бороться, какие бы высокие цели им не поставили.
Почему белорусов невозможно сегодня поднять на протест и все ли дело только в лидерах? Свое видение будущих перспектив Беларуси эксперт НИСЭПИ высказал во время дискуссии в Клубе любителей интеллектуального общения (КЛИО).
— Чтобы понять, способно ли наше общество жертвовать ради каких-то высоких целей, достаточно посмотреть на данные социологического исследования, проведенное институтом Гэллапа в 2014 году, — отмечает Сергей Николюк. — К столетию Первой мировой войны во многих странах людей спросили: «Будете ли вы бороться за вашу страну?»— Так вот средний ответ «будем» по миру был 60%. Понятно, что любые такие ответы, это декларация и еще не значит, что реально так и будет. Однако в самой Европе «будем» ответило всего 20-25%.
Наиболее активные борцы, как показал опрос, живут в странах Востока и Северной Африки — 77%.
— Люди ислама сегодня как никто склонны жертвовать своими жизнями ради неких целей. Если мы где-то слышим, что произошел теракт, то на 95% не ошибемся, если скажем, что это совершил исламист, — поясняет Сергей Николюк. — Что же там происходит? Дело в том, что в мире ислама на часах еще средневековое время. То самое время, которое было когда-то на часах европейцев. Европейцы средневековья сами так же жертвовали своими жизнями, убивали ради своих религиозных идей и готовы были за эти идеи умереть.
Сегодня заставить европейца отдавать свою жизнь ради чего бы то ни было просто невозможно, считает социолог.
— Эпоха изменилась. Если для людей средневекового мышления мир и все события были как бы стянуты в два полюса, то позже в западном христианстве между должным и сущим потихоньку появляется третий полюс – человек, — поясняет Сергей Николюк. — Заметьте, только в западном мире появляется понятие «права человека» и человек становится высшей ценностью. Так если сегодня в мире высшая ценность человек, то встает вопрос: ради чего ему погибать? Вот вам эти 25%. Какие вы ему поставите цели выше, чем те, которые есть внутри него самого?
Вместе с тем в белорусском обществе, как и в странах восточного христианства, человек не стал высшей ценностью.
— Мы сегодня живем в мире, в том числе и белорусы, где «должного» нет. Именно поэтому мы все никак не можем найти цель. Сам человек целью не стал, высшие цели потеряны, «должное» умерло окончательно, — поясняет Сергей Николюк. — Окончательно «должное» убил интернет. Ведь СМИ, которые готовились профессионалами все-таки писали о должном, поднимали эти темы. Теперь я вхожу в интернет, ставлю фотографию своей собачки или кошечки — какое тут должное? Какая-то девица имеет миллион лайков, только показывая содержимое своей сумочки.
По мнению социолога, сегодня на наших глазах рождается совершенно иной культурантропологический тип человека.
— Появляется человек с клиповым мышлением. Профессора в университетах констатируют, что студенты уже больше одной страницы текста с трудом схватывают. Недавно Сбербанк проводил исследование среди молодежи. Один из выводов: они могут сосредоточиться лишь 8 секунд, — отмечает Сергей Николюк. — А теперь давайте подумаем, как мы с этими людьми будем обсуждать какие-то идеи, ставить им цели и предлагать что-то из средних веков?
Почему белорусов невозможно сегодня поднять на протест и все ли дело только в лидерах? Свое видение будущих перспектив Беларуси эксперт НИСЭПИ высказал во время дискуссии в Клубе любителей интеллектуального общения (КЛИО).
— Чтобы понять, способно ли наше общество жертвовать ради каких-то высоких целей, достаточно посмотреть на данные социологического исследования, проведенное институтом Гэллапа в 2014 году, — отмечает Сергей Николюк. — К столетию Первой мировой войны во многих странах людей спросили: «Будете ли вы бороться за вашу страну?»— Так вот средний ответ «будем» по миру был 60%. Понятно, что любые такие ответы, это декларация и еще не значит, что реально так и будет. Однако в самой Европе «будем» ответило всего 20-25%.
Наиболее активные борцы, как показал опрос, живут в странах Востока и Северной Африки — 77%.
— Люди ислама сегодня как никто склонны жертвовать своими жизнями ради неких целей. Если мы где-то слышим, что произошел теракт, то на 95% не ошибемся, если скажем, что это совершил исламист, — поясняет Сергей Николюк. — Что же там происходит? Дело в том, что в мире ислама на часах еще средневековое время. То самое время, которое было когда-то на часах европейцев. Европейцы средневековья сами так же жертвовали своими жизнями, убивали ради своих религиозных идей и готовы были за эти идеи умереть.
Сегодня заставить европейца отдавать свою жизнь ради чего бы то ни было просто невозможно, считает социолог.
— Эпоха изменилась. Если для людей средневекового мышления мир и все события были как бы стянуты в два полюса, то позже в западном христианстве между должным и сущим потихоньку появляется третий полюс – человек, — поясняет Сергей Николюк. — Заметьте, только в западном мире появляется понятие «права человека» и человек становится высшей ценностью. Так если сегодня в мире высшая ценность человек, то встает вопрос: ради чего ему погибать? Вот вам эти 25%. Какие вы ему поставите цели выше, чем те, которые есть внутри него самого?
Вместе с тем в белорусском обществе, как и в странах восточного христианства, человек не стал высшей ценностью.
— Мы сегодня живем в мире, в том числе и белорусы, где «должного» нет. Именно поэтому мы все никак не можем найти цель. Сам человек целью не стал, высшие цели потеряны, «должное» умерло окончательно, — поясняет Сергей Николюк. — Окончательно «должное» убил интернет. Ведь СМИ, которые готовились профессионалами все-таки писали о должном, поднимали эти темы. Теперь я вхожу в интернет, ставлю фотографию своей собачки или кошечки — какое тут должное? Какая-то девица имеет миллион лайков, только показывая содержимое своей сумочки.
По мнению социолога, сегодня на наших глазах рождается совершенно иной культурантропологический тип человека.
— Появляется человек с клиповым мышлением. Профессора в университетах констатируют, что студенты уже больше одной страницы текста с трудом схватывают. Недавно Сбербанк проводил исследование среди молодежи. Один из выводов: они могут сосредоточиться лишь 8 секунд, — отмечает Сергей Николюк. — А теперь давайте подумаем, как мы с этими людьми будем обсуждать какие-то идеи, ставить им цели и предлагать что-то из средних веков?