Менталитет белорусов и революционная ситуация

Маргарита Акулич, кандидат экономических наук, доцент, "Беларуская праўда"
20 июля 2017, 02:14
Снимок носит иллюстративный характер
Быстрое изменение менталитета белорусов реально, что чревато возникновением революционной ситуации. Во избежание появления такой ситуации в Беларуси государству нужно заботиться об удовлетворении потребностей белорусов и о предотвращении массового психоза.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей и Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич, словно сговорившись, решили, если я их правильно поняла, что менталитет белорусов должен и главное может, меняться только достаточно долго. Для его изменения требуются даже не десятилетия, а столетия.

Хорошая мысль, предполагающая, как я понимаю, ситуацию, когда забитость и терпимость народных масс Беларуси позволит чиновникам и их высочайшему начальнику удобно и спокойно, да и совершенно безбедно, жить. Что и позволит избежать никому, в общем-то, не нужной революции.

А может ли все-таки менталитет народа измениться быстро?


О возможности быстрого изменения менталитета белорусов

Давайте посмотрим, были ли в истории скоропалительные менталитетные изменения? В качестве примера, относящегося к 20-му столетию, возможно приведение фактов изменения менталитета народа Германии.

После поражения в Первой мировой войне длительное время испытывавший эмоциональную усталость, духовное истощение, а также нужды материального характера немецкий народ был в короткие сроки переориентирован, его удалось убедить, что виноваты во всем представители еврейской национальности.

Когда к власти пришел Гитлер, начал быстро изменяться менталитет немцев. Немцам с помощью подведения исторического, культурного, и экономического фундамента привили следующие ценности: исключительное положение и предназначение немцев, вера в своего народного вождя, жертвенность во имя национальной идеи превосходства немецкой особенной нации. И между прочим, одним из важнейших факторов изменения менталитета народа Германии стало увеличение с помощью усилий Гитлера уровня жизни немцев, давшего им работу и построившему прекрасные автомобильные дороги.

После Второй мировой войны началась обратная, достаточно быстрая трансформация немецкого менталитета, прежде всего, в ГДР, произошедшая из-за разочарования итогами этой войны.

История подтверждает, что менталитет народа зачастую изменяется, причем в относительно короткие сроки, благодаря появлению харизматичного сильного лидера и подходящим условиям. Примеров изменения менталитета с появлением лидера довольно много (Фидель Кастро, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер и др.). Но есть и примеры изменения за счет условий, прежде всего, экономических и политических. Такие изменения привели, к примеру, к развалу Союза ССР, экономическая ситуация в котором сильно ухудшилась ко времени распада. Менталитет изменился также в Румынии во время и после румынской революции 1989-го года. Существенные изменения произошли в менталитете по-средневековому забитых японцев после революции Мэйдзи 1867-го года. Наверное, есть и другие примеры.

Менталитет и его изменение, на мой взгляд, зависят в значительной степени от удовлетворения потребностей людей и их психического состояния.


Менталитет и удовлетворение потребностей людей

Менталитет народа существенно зависит от удовлетворения потребностей людей, которое, в свою очередь, в значительной степени зависимо от государства, от проводимой им политики, в первую очередь в области экономики, являющейся своего рода лакмусовой бумажкой качества государственной системы.

Мне как экономисту и маркетологу легче всего объяснить связь менталитета и его изменения с использованием пятиступенчатой пирамиды Маслоу. Рассмотрим эти ступени в порядке убывания важности (насущности) потребностей.

1. Ступень потребностей физиологических. Говоря о физиологических потребностях, свойственных представителям любого народа, можно сказать, что они оказывают наиглавнейшее влияние. Это потребности, прежде всего, если применить к Беларуси, в “шкварке и чарке”. Если у белоруса “чарка и шкварка” есть — менталитет один, если их не будет — менталитет может стать совершенно другим. Недаром же говорят, что сытый голодному не товарищ.

Ничто не способно предотвращающе повлиять на процесс изменения менталитета белорусов, если их физиологические потребности не удовлетворены, если они не имеют возможности нормально питаться и кормить свои семьи, своих детей. Вот поэтому и нужны сегодня Беларуси реальные рыночные реформы, чтобы избежать неудовлетворения этих наиважнейших потребностей.

2. Ступень потребностей в стабильности и безопасности. Стабильность в Беларуси уже пошатнулась благодаря непопулярным активностям властей и ухудшению материального положения народа. А безопасность станет зависеть от того, будет ли Беларусь участвовать в любых военных активностях России, а также в вынужденных ее активностях, спровоцированных «чужой войной». Есть в настоящее время в связи с предстоящими военными учениями Запад-2017 и агрессивной политикой России большое сомнение в наличии больших шансов на удовлетворение этих потребностей.

Потребность в безопасности касается нарушения прав человека. Эти нарушения в Беларуси, как известно, довольно частые. Кроме того, в нашей стране строится новая АЭС, что не увеличивает уровень безопасности, а как раз наоборот.

Стоит отметить, что потребность в безопасности для изменения менталитета белорусов не настолько важна, насколько важна, потребность в удовлетворении физиологических потребностей. Поэтому пресловутое «Абы не было войны», если существенно понизится возможность удовлетворения потребностей первой ступени, не поможет остановить изменение менталитета белорусов длительное время (хотя война, к сожалению, в нынешних условиях не исключена).

3. Ступень потребностей в любви и принадлежности. Это ступень потребностей социального плана, состоящая в стремлении людей присоединиться к другим людям. Здесь мы не будем говорить о стремлении людей иметь семью и друзей. В рассматриваемом контексте гораздо более важным представляется присоединение многих людей к акциям протеста против властей при неудовлетворении потребностей первой и второй ступеней. Проявление этой потребности в Беларуси можно было наблюдать в акциях протеста не имеющих работы белорусов, у которых не было удовлетворения в достойном питании, и их безопасность была нарушена государством, стремящимся отнять у них последние или даже совершенно отсутствующие гроши. Оно также было видно в том, как люди поддерживали осужденных за участие в этих акциях активистов и старались им помогать.

4. Ступень потребностей в признании. После удовлетворения потребности людей в причастности они начинают думать о признании. Это потребности граждан в престиже, признании их талантов и способностей. Сегодня многие белорусы не могут найти работу по специальности, не могут поэтому в полной мере проявить себя, чтобы быть уважаемыми окружающими. Однако при отсутствии такой работы они готовы трудиться на любом поприще. Это не радует, но это можно терпеть, если такой труд приводит к удовлетворению физиологических потребностей. Если же не приводит, есть большая вероятность изменения их менталитета и утраты терпимости.

5. Ступень потребностей в самореализации. Это потребности духовного плана. Для белорусов как народа это потребности в обретении национального самосознания, в возрождении мовы, белорусской культуры, восстановления истории. Данную потребность, видимо. хорошо понял Владимир Макей, надев вышиванку и заговорив на беларускай мове. Однако, похоже, не принял во внимание уважаемый министр, что ни мова, ни вышиванки не могут препятствовать быстрому изменению терпеливого менталитета белорусов, если их потребности первой, второй, третьей, и четвертой ступеней не удовлетворены. Эти вышиванки не способны компенсировать неудовлетворение более важных для белорусов потребностей.


Менталитет и психическое состояние народных масс

Рассмотрение менталитета народных масс невозможно без такой переменной, как психическое состояние данных масс.

Особенности личности психического плана таковы, что при запредельном падении статуса в обществе большей части народа, связанного главным образом с положением гражданина в структуре отношений уважения к человеку, приводит обычно к массовой утрате духа, к обстановке общественной бесчувственности и массовому психозу.

У великого множества людей при наличии маcсового психоза возникает ощущение изолированности, ненужности, выброшенности за борт. И начинается массовый пессимизм, начинаются массовые страдания находящихся в перманентном напряжении из-за неудовлетворенных насущных потребностей людей, вынужденных преодолевать бесконечные жизненные препятствия. А холуйство, выступающее в качестве идеологии личности, становится причиной ускоренного уничтожения человеческих качеств.

Игры на человеческой психике довольно опасны. В обычной жизни последствия таких игр можно наблюдать в ситуациях убийств на бытовой почве. Аффективное состояние даже небольшого числа людей способно спровоцировать из-за нарастающего массового психоза революционные перевороты, в которых принимает участие солидное количество зараженной психозом огромной людской массы. Этому подтверждением служат выступления народных масс в России в 1991-м и 1993-м годах.

Вывод напрашивается следующий. Быстрое изменение менталитета белорусов реально, и оно может привести к возникновению революционной ситуации. Во избежание появления в Беларуси такой ситуации государству нужно заботиться об удовлетворении потребностей белорусов и о предотвращении массового психоза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиНовость дня ❯ Менталитет белорусов и революционная ситуация