UDF

Новости

Два взгляда на насилие в политике. Убийство Бондаренко как лакмусовая бумажка

Андрей Лаврухин, Наше мнение
26.11.2020
Убийство Романа Бондаренко стало вопиющим свидетельством тех фундаментальных различий между гражданами Беларуси, которые разделили наше общество на два непримиримых лагеря. Все самые многообразные – эстетические, политические, социальные, мировоззренческие, языковые и прочие – различия ведут нас к этому ключевому, центральному вопросу о роли и месте насилия в политическом и гражданском мире. На наш взгляд, именно насилие и отношение к насилию являются ключом к пониманию того, что нас разъединяет.

Доверие, партнёрство и предпочтение счастливой и добродетельной жизни


Несмотря на весьма разнородный состав протестующей части общества, в котором радикальные формы соседствуют с самыми миролюбивыми формами, его общий консолидирующий настрой имеет подчёркнуто мирный характер и не апеллирует к насилию. Нарочито ненасильственная форма сопротивления даже в самых вызывающих и провокативных ситуациях и обстоятельствах (зафиксированных убийств семи человек, массовых пыток, изнасилований и избиений граждан всех возрастов и полов) уже не раз становилась основанием для отчаянных восклицаний и жёсткой критики («сколько можно это терпеть?!»). Запоминающимся в этом плане стал разговор Александра Невзорова со Светланой Тихановской (см. с 11-й минуты), где центральным стал всё тот же ключевой вопрос о беззащитности и уязвимости мирного протеста по отношению к циничному, самодовольному и бесконтрольному насилию.

Разумеется, причин этому смирению и подчёркнуто ненасильственному протесту много: это и горький исторический опыт жертвенности, и ясное понимание неравенства сил, и много чего ещё. Тем не менее, на мой взгляд, центральным в апологии непротивления злу насилием является, возможно, наивное, но ясное и твёрдое понимание того факта, что если ответить насильникам тем же, граждане поставят себя на точно такой же путь морального падения и преступного цинизма, которым идут сегодняшние палачи и насильники. Мирно протестующие беларуски и беларусы опасаются тем самым снизить в своём лице и в лице сограждан самое дорогое – ценность отдельно взятой человеческой жизни.

При взгляде на кадры похорон Романа Бондаренко это понимание с какой-то особенной силой стучится в наши умы и сердца: всем нам вдруг стало невыносимо больно именно потому, что мы смогли оценить и глубоко пережить утрату вот этой личности, вот этой отдельно взятой жизни. У нас есть время и силы на то, чтобы пристально присмотреться к ней, узнать о ней всё в подробностях и понять, как много мы потеряли, когда Романа не стало. В ситуации ответного насилия, когда смерть многократно умножается, индивидуальный профиль отдельно взятой человеческой жизни как бы стирается: это десятки, сотни, тысячи или десятки тысяч смертей. Во многих наших странах-соседях мы наблюдали именно такую картину. Но именно поэтому так не должно быть у нас – считают беларуски и беларусы. Ведь открыть «ящик пандоры» насилия – значит потерять способность воспринимать, сопереживать и вникать вот в эту уникальную утраченную жизнь, то есть это значит девальвировать ценность человеческой жизни как таковой.

Именно поэтому, несмотря на все различия и проистекающие отсюда конфликты, протестующие исходят из того, что гражданский мир возможен и он базируется на гораздо более глубоких основаниях: на принципах морали и законах человеческого общежития, стоящих на страже ценности отдельно взятой человеческой жизни, которой нельзя жертвовать просто так даже во имя самых высоких целей, материальных и общественно-политических благ.

Государство и имеющийся у него аппарат насилия в этой картине мира не самоценны и не конститутивны для политического мира, но производны от мира гражданского. Государство – это лишь инструмент поддержания того гражданского и политического порядка, о котором люди сами могут – несмотря на все различия и конфликты – договориться. В определённом смысле политический мир протестующих строится в согласии с политической философией Аристотеля, Джона Локка и Ханны Арендт, согласно которым политический порядок и государство как инструмент его поддержания основывается не столько на страхе перед смертью и возможным хаосом, сколько на предпочтении более счастливой, полноценной и добродетельной жизни.

Как писал Аристотель, человек в обществе может не просто жить, но жить счастливо и добродетельно. В этой картине мира каждый является «существом политическим» (Аристотель), а весь политический мир – это агональное соперничество оппонентов на публичных площадках, их битва аргументами за симпатию и доверие большинства (Арендт). В такой модели политический оппонент и соперник – это партнёр, без которого не будет самого соперничества, агона, соревновательности, а значит и политического мира как такового.

В таком понимании политического мира утрата доверия и симпатии со стороны большинства по отношению к политику означает по сути поражение в политической борьбе – это «чёрная метка», дающая сигнал политику, что пора уходить. Как раз поэтому многие протестующие сегодня так недоумевают и возмущаются тем фактом, что несмотря на брошенные в лицо тирану слова недоверия, антипатии и даже ненависти, он продолжает упорно держаться за власть, насилуя граждан и глумясь над их страданиями...
{banner_news_show}

Недоверие, страх, насилие и предпочтение отношений господства и подчинения


Однако, это происходит как раз потому, что для Лукашенко и его сторонников политический мир строится совершенно по иной модели. Эта модель не только имеет свои исторические праформы, связанные, прежде в его, с советским опытом, но и концептуальные, мировоззренческие основания, которые можно было бы связать с политической философией Платона, Томаса Гоббса и Карла Шмитта. В этой модели насилие – это основа политического мира как такового, поскольку без насилия нет и не может быть политического сообщества и политического порядка. Гражданское общество в его «естественном состоянии» по сути идентифицируется с состоянием хаоса, состоянием «войны всех против всех» (Гоббс), поскольку далеко не всякий человек является «существом политическим» (как полагал Аристотель и затем Арендт).

Напротив, для Платона, Гоббса, Шмитта и сторонников Лукашенко подавляющее большинство людей не способны на политическое действие, на какой бы то ни было добровольный договор друг с другом, который мог бы стать обязательным к исполнению достаточно продолжительное время. Люди в таком мире вызывают друг у друга глубокое взаимное недоверие и даже враждебность (по Гоббсу, «человек человеку волк»). Будучи «отпущенными» в естественное, до-государственное состояние, они, скорее всего, уничтожат друг друга (знаменитая «война всех против всех» Гоббса). Отсюда и сакрализация государства – оно самоценно, поскольку только благодаря аппарату легитимного насилия устанавливается тот мир и порядок, который сами граждане без этого государственного насилия установить и поддержать не в состоянии.

«Существами политическими», способными управлять политическим миром и поддерживать порядок, являются лишь некоторые граждане, наделённые исключительными способностями к политическому действию – политики. Логика приверженцев этой политической философии проста: политика – это власть, а власть не может быть у всех, она всегда неизбежно лишь у некоторых. Власть – это сила, а сила проявляется в способности сломить волю и подчинить всех остальных, неспособных к политической жизни, к послушанию и покорности. Именно поэтому в основе политического сообщества, порядка и мира лежат отношения господства (со стороны политиков) и подчинения (со стороны всех остальных). Соответственно, все те, кто оспаривают такой расклад – враги политического мира как такового (Платон, Шмитт) и, во имя сохранения мира и порядка, во имя устранения вражды и войны всех со всеми, которая может (!) принести жертв гораздо больше и разрушить всё сообщество, можно и даже нужно применять насилие до тех пор, пока отношения между людьми не приобретут «конструктивный» характер, т.е. снова не станут отношениями господства и подчинения.

Согласно этому пониманию, убить отдельно взятого оппонента или даже многих оппонентов можно и нужно, если он/они представляет угрозу гражданскому и политическому миру как таковым, тому целому, которое, будучи однажды построенным, является сооружением очень хрупким и уязвимым, поскольку держится исключительно на политической воле и проницательности некоторых политиков. Мера насилия, необходимая для устранения угрозы порядку, всегда определяется ситуативно: иногда достаточно убить всего лишь несколько, запугав остальных, а иногда приходится убивать миллионами.

Случай убийства Романа Бондаренко показывает всем нам, как власть и её агенты (от неистовых бабуль до спокойных и уравновешенных экспертов и провластных интеллектуалов) оправдывают убийства, пытки, избиения и иные формы насилия над согражданами. Лукашенко даже предлагает гражданам удовлетвориться классическим утилитаристским подсчётом жизней, потерянных за сутки: 2+1+1>1. Проблема, однако, в том, что жизнь тех четырёх несчастных забрал несчастный случай и/или они погибли по своей вине. А вот Роман Бондаренко был убит. Убит по политическим мотивам. Убит с целью отомстить и запугать граждан, загнать их в то состояние страха, который заставит граждан признать власть политика, имеющего право использовать государственные ресурсы насилия даже в ситуации острого дефицита легитимности, точнее, именно поэтому использовать его бесконтрольно, волюнтаристски (по Шмитту, это вполне допустимо в экстраординарных условиях).

С точки зрения Лукашенко и его политического окружения, а также его гражданских сторонников, насилие даже в самых его крайних формах допустимо и вполне оправдано, поскольку служит более высоким ценностям и целям– сохранению суверенитета государства, мира и порядка, основанного на господстве и подчинении. Проблема, однако, в том, что этот тип отношений уже неприемлем для значительной части общества, а потому насилие оказывается не только делегитимированным, но и десакрализованным, бессмысленным и значит вопиюще несправедливым, бесчеловечным и чудовищным.

Разлом общества по вопросу оправданности насилия растёт с каждым днём, с каждой новой жертвой, с каждым убитым, избитым, изнасилованным, посаженным в тюрьму человеком, с каждым униженным и оскорблённым… В эти окаянные дни решается вопрос о том, в каком политическом мире и в каких отношениях друг с другом будут жить беларуски и беларусы: в плюралистичном, полном конфликтов и тревог мире, динамически управляемом соперничеством политических оппонентов-партнёров или в мире принудительной стабильности, достигнутой путём насильственной унификации различий и кровавого установления отношений господства и подчинения?



Перейти на сайт