Лукашенко призывает народ к единству, но не хочет вести диалог
Отсутствие в Беларуси своего Запада и Юго-Востока еще не означает, что в обществе нет раскола.
Очередное послание Александра Лукашенко народу и парламенту, прозвучавшее 22 апреля, традиционно состояло из двух частей — формальной и неформальной. Формальная часть — продукт коллективных усилий белорусской политической элиты. Она написана на языке власти, который у нас отличается от народного (архаичного) языка наличием абстракций и обобщений. Народ на таком языке не говорит и такого языка не понимает.
Экспромтом же Лукашенко говорит на народном языке, причем не в силу своей уникальности, а потому что… другим языком не владеет.
"Единственный политик" — это отсутствие политики
Одной из ключевых тем формальной части послания-2014 стала тема единства народа: "О единстве народов мы говорим часто, и это не ритуальные слова, еще древняя Библия учила: "Дом, разделившийся в себе, не устоит". Сегодня история демонстрирует нам трагическое подтверждение этой тысячелетней мудрости".
Политическая элита Беларуси пытается осмыслить уроки Украины. Раскол украинского общества и его негативные последствия лежат на поверхности. Отсюда пассажи в формальной части послания о необходимости "живой широкой дискуссии" и "общественного диалога".
Наличие раскола в белорусском обществе Лукашенко впервые признал на пресс-конференции 20 декабря 2010 года, на следующий день после разгона Площади: "Но давайте будем честны: 20% или высказались против, или проголосовали за альтернативных кандидатов. Согласитесь, что есть над чем подумать. И я буду думать, прежде всего, об этом, не забывая о своих сторонниках, о тех людях, которые меня поддержали".
Через несколько дней в своем новогоднем обращении глава государства снова обратился к теме раскола, признав наличие в обществе провластного "большинства" и оппозиционного "меньшинства":
Однако никаких практических шагов за декабрьскими признаниями не последовало. Белорусская авторитарная модель несовместима с публичным согласованием интересов различных групп общества, то есть с политикой. Недаром же Лукашенко неоднократно называл себя "единственным политиком". Но наличие такого типа политика и означает отсутствие политики.
Чьи интересы отстаивает белорусское государство?
Беларусь в отличие от Украины не имеет своего Запада и Юго-Востока. Но следует ли из этого факта, что Беларусь является домом "всех граждан нашего государства независимо от их веры и крови"? Независимо от крови и веры — да. Тем не менее, раскол является главной характеристикой белорусского общества.
Обратимся к таблице 1. Только треть белорусов без каких-либо оговорок считает белорусское государство своим. Среди респондентов, не доверяющих главе государства (41% в июне 2013 года), доля выбравших первый вариант ответа составила 5%, что близко к статистической погрешности! Понятно, что у доверяющих Лукашенко белорусов (49%) иное восприятие государства: для 61% оно свое.
В Беларуси государство своим считают преимущественно пенсионеры: 60 лет и старше — 57%. Тогда как среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет государство является своим только для 23%. В России, между прочим, обратная зависимость: до 25 лет — 41%, 60 лет и старше — 24% (ВЦИОМ).
Непризнание государства как своего означает и непризнание государственных символов. 2 июля 2013 года в Минске прошла церемония открытия площади Государственного флага. "Для миллионов наших сограждан, — заявил Лукашенко на церемонии открытия площади, — государственные символы БССР олицетворяют достижения, которых Беларусь добилась в советский период. Именно поэтому на референдуме в 1995 году белорусы выбрали нынешние флаг, герб и гимн, отражающие неразрывную связь исторического и современного этапов становления страны".
Напомню, что в майском референдуме 1995 года, согласно официальным данным Центризбиркома, приняло участие 64,8% избирателей. За одобрение вопроса "Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?" проголосовали 75,1% от числа принявших участие в голосовании, или 48,6% от списочного состава. То есть меньше половины взрослого населения страны!
Из таблицы 2 следует, что за прошедшие после майского референдума 18 лет отношение белорусов к государственной символике принципиально не изменилось. Удивляться этому не приходится. Государственный национализм, внедряемый сверху, наталкивается на национализм культурный и гражданский, что и позволяет сохранять статус-кво.
В результате в географическом центре Европы уже два десятилетия существует государство, население которого никак не может определиться со стандартным набором государственных символов. Да, официальную символику принимает большинство, но оно не убедительное и обеспечивается главным образом за счет старшей возрастной когорты. Мнения молодых разделились почти поровну.
Власть опирается на периферийные социальные группы
Приглядимся к социально-демографическим характеристикам типичного представителя "большинства" и "меньшинства", составленным НИСЭПИ в марте 2014 года.
Доверяют Лукашенко чаще женщины, чем мужчины: 54% vs. 36%. Такой гендерный дисбаланс типичен для авторитарных лидеров. Среди белорусских пенсионеров (старше 60 лет) доля сторонников главы государства составляет 82%, среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет — 29%, среди людей с начальным образованием — 94%, среди обладателей университетских дипломов — 37%.
Таким образом, главным критерием раскола белорусского общества на "большинство" и "меньшинство" является наличие/отсутствие человеческого капитала. Белорусское "государство для народа" — это государство периферийных социальных групп. Это государство "большинства", не способного самостоятельно выжить в современных рыночных условиях.
"Большинство" нуждается в опекуне. И с его ролью в наше время способно справиться только централизованное государство, наделенное монопольным правом распределять ресурсные потоки. Что мы на практике и наблюдаем.
Государство "большинства" обладает рядом бесспорных преимуществ, которые особенно заметны на фоне российского и украинского вариантов государств "олигархического меньшинства".
Но любое преимущество — относительно. Государство, опирающееся на периферийные социальные группы, не способно к динамичному развитию, то есть оно неконкурентоспособно.
Беларусь держится на плаву за счет российских дотаций, составляющих, по некоторым подсчетам, 16% ВВП; Россия, в свою очередь, держится за счет природной ренты. Украина оказалось слабым звеном в семье "братских народов", так как своих природных ресурсов в достаточном количестве не имеет, а технологией получения дешевых энергоресурсов в обмен на интеграционную риторику не овладела.
Для преодоления раскола в белорусском обществе необходим медиатор, посредник. Такая роль по плечу только государству. Но это в теории. На практике авторитарное государство стать посредником между "меньшинством" и "большинством" не в состоянии уже в силу того, что органически не способно к диалогу.
Кто в этом сомневается, пусть мне напомнит, когда Лукашенко в последний раз общался с представителями "меньшинства" (оппозицией).
Об авторе
Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов "Левада-центра".
Очередное послание Александра Лукашенко народу и парламенту, прозвучавшее 22 апреля, традиционно состояло из двух частей — формальной и неформальной. Формальная часть — продукт коллективных усилий белорусской политической элиты. Она написана на языке власти, который у нас отличается от народного (архаичного) языка наличием абстракций и обобщений. Народ на таком языке не говорит и такого языка не понимает.
Экспромтом же Лукашенко говорит на народном языке, причем не в силу своей уникальности, а потому что… другим языком не владеет.
"Единственный политик" — это отсутствие политики
Одной из ключевых тем формальной части послания-2014 стала тема единства народа: "О единстве народов мы говорим часто, и это не ритуальные слова, еще древняя Библия учила: "Дом, разделившийся в себе, не устоит". Сегодня история демонстрирует нам трагическое подтверждение этой тысячелетней мудрости".
Политическая элита Беларуси пытается осмыслить уроки Украины. Раскол украинского общества и его негативные последствия лежат на поверхности. Отсюда пассажи в формальной части послания о необходимости "живой широкой дискуссии" и "общественного диалога".
Наличие раскола в белорусском обществе Лукашенко впервые признал на пресс-конференции 20 декабря 2010 года, на следующий день после разгона Площади: "Но давайте будем честны: 20% или высказались против, или проголосовали за альтернативных кандидатов. Согласитесь, что есть над чем подумать. И я буду думать, прежде всего, об этом, не забывая о своих сторонниках, о тех людях, которые меня поддержали".
Через несколько дней в своем новогоднем обращении глава государства снова обратился к теме раскола, признав наличие в обществе провластного "большинства" и оппозиционного "меньшинства":
В эти минуты уходящего года я прежде всего хотел бы обратиться к абсолютному большинству белорусского народа. Именно благодаря вам я имею уникальную возможность в эти волнительные мгновения истории войти в дома белорусов, в ваши семьи с поздравлениями и пожеланиями мира и добра.
Свои поздравления я также адресую нашему меньшинству. Вы должны знать: вас воспринимаю как неотъемлемую часть нашего общества, со своими целями, взглядами и устремлениями. Вы имеете свою точку зрения, особое понимание мироустройства и развития нашей страны. Это ваше право, которое отнять у вас никто не может.
Свои поздравления я также адресую нашему меньшинству. Вы должны знать: вас воспринимаю как неотъемлемую часть нашего общества, со своими целями, взглядами и устремлениями. Вы имеете свою точку зрения, особое понимание мироустройства и развития нашей страны. Это ваше право, которое отнять у вас никто не может.
Однако никаких практических шагов за декабрьскими признаниями не последовало. Белорусская авторитарная модель несовместима с публичным согласованием интересов различных групп общества, то есть с политикой. Недаром же Лукашенко неоднократно называл себя "единственным политиком". Но наличие такого типа политика и означает отсутствие политики.
Чьи интересы отстаивает белорусское государство?
Беларусь в отличие от Украины не имеет своего Запада и Юго-Востока. Но следует ли из этого факта, что Беларусь является домом "всех граждан нашего государства независимо от их веры и крови"? Независимо от крови и веры — да. Тем не менее, раскол является главной характеристикой белорусского общества.
Обратимся к таблице 1. Только треть белорусов без каких-либо оговорок считает белорусское государство своим. Среди респондентов, не доверяющих главе государства (41% в июне 2013 года), доля выбравших первый вариант ответа составила 5%, что близко к статистической погрешности! Понятно, что у доверяющих Лукашенко белорусов (49%) иное восприятие государства: для 61% оно свое.
В Беларуси государство своим считают преимущественно пенсионеры: 60 лет и старше — 57%. Тогда как среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет государство является своим только для 23%. В России, между прочим, обратная зависимость: до 25 лет — 41%, 60 лет и старше — 24% (ВЦИОМ).
Непризнание государства как своего означает и непризнание государственных символов. 2 июля 2013 года в Минске прошла церемония открытия площади Государственного флага. "Для миллионов наших сограждан, — заявил Лукашенко на церемонии открытия площади, — государственные символы БССР олицетворяют достижения, которых Беларусь добилась в советский период. Именно поэтому на референдуме в 1995 году белорусы выбрали нынешние флаг, герб и гимн, отражающие неразрывную связь исторического и современного этапов становления страны".
Напомню, что в майском референдуме 1995 года, согласно официальным данным Центризбиркома, приняло участие 64,8% избирателей. За одобрение вопроса "Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?" проголосовали 75,1% от числа принявших участие в голосовании, или 48,6% от списочного состава. То есть меньше половины взрослого населения страны!
Из таблицы 2 следует, что за прошедшие после майского референдума 18 лет отношение белорусов к государственной символике принципиально не изменилось. Удивляться этому не приходится. Государственный национализм, внедряемый сверху, наталкивается на национализм культурный и гражданский, что и позволяет сохранять статус-кво.
В результате в географическом центре Европы уже два десятилетия существует государство, население которого никак не может определиться со стандартным набором государственных символов. Да, официальную символику принимает большинство, но оно не убедительное и обеспечивается главным образом за счет старшей возрастной когорты. Мнения молодых разделились почти поровну.
Власть опирается на периферийные социальные группы
Приглядимся к социально-демографическим характеристикам типичного представителя "большинства" и "меньшинства", составленным НИСЭПИ в марте 2014 года.
Доверяют Лукашенко чаще женщины, чем мужчины: 54% vs. 36%. Такой гендерный дисбаланс типичен для авторитарных лидеров. Среди белорусских пенсионеров (старше 60 лет) доля сторонников главы государства составляет 82%, среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет — 29%, среди людей с начальным образованием — 94%, среди обладателей университетских дипломов — 37%.
Таким образом, главным критерием раскола белорусского общества на "большинство" и "меньшинство" является наличие/отсутствие человеческого капитала. Белорусское "государство для народа" — это государство периферийных социальных групп. Это государство "большинства", не способного самостоятельно выжить в современных рыночных условиях.
"Большинство" нуждается в опекуне. И с его ролью в наше время способно справиться только централизованное государство, наделенное монопольным правом распределять ресурсные потоки. Что мы на практике и наблюдаем.
Государство "большинства" обладает рядом бесспорных преимуществ, которые особенно заметны на фоне российского и украинского вариантов государств "олигархического меньшинства".
Но любое преимущество — относительно. Государство, опирающееся на периферийные социальные группы, не способно к динамичному развитию, то есть оно неконкурентоспособно.
Беларусь держится на плаву за счет российских дотаций, составляющих, по некоторым подсчетам, 16% ВВП; Россия, в свою очередь, держится за счет природной ренты. Украина оказалось слабым звеном в семье "братских народов", так как своих природных ресурсов в достаточном количестве не имеет, а технологией получения дешевых энергоресурсов в обмен на интеграционную риторику не овладела.
***
Для преодоления раскола в белорусском обществе необходим медиатор, посредник. Такая роль по плечу только государству. Но это в теории. На практике авторитарное государство стать посредником между "меньшинством" и "большинством" не в состоянии уже в силу того, что органически не способно к диалогу.
Кто в этом сомневается, пусть мне напомнит, когда Лукашенко в последний раз общался с представителями "меньшинства" (оппозицией).
Об авторе
Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов "Левада-центра".