UDF

Новости

Лукамуза - образы Лукашенко в работах художников-современников

Дмитрий Растаев, rastaev.livejournal.com
05.06.2013
Российский художник Никас Сафронов стал главным ньюсмейкером дня в Беларуси: граждане Синеокой бурно обсуждают портрет Александра Лукашенко, экспонированный на персональной выставке Никаса в художественном музее Бреста.

В интервью местной прессе художник признался, что Александр Григорьевич - которого он написал почему-то в костюме времён Франциска Скорины - ему "официально не позировал". Хотя, по мнению художника, стоило бы: "Он, как президент великой страны уже не столько принадлежит себе, сколько является человеком истории".



Разобрался ли в исторических реалиях сам "человек истории", или он по-прежнему путает времена, считая, что Скорина живал в Петербурге - вопрос третий. Нам же интересно вот что: если не считать бесчисленных фотожаб и карикатур, на полотна современников Александр Григорьевич попадает не так уж и часто. Во всяком разе, по сравнению со своим коллегой Владимиром Владимировичем, который давно стал объектом вдохновения российских рисовальщиков всех мастей и рангов.

Впрочем, кое-что от вдохновенных потуг живописцев перепадает и Александру Григорьевичу. Есть, есть современники, решающиеся увековечить и его светлый образ не только в гнусных фотожабах! Одну из самых известных картин с "участием" Александра Григорьевича - "Лукашенко на учениях" - написал белорусский мастак Николай Опиок, руководитель студии военных художников в Минске (см. рисунок выще).

Не менее известен и "Гобелен века" Александра Кищенко, признанный в Беларуси историко-культурной ценностью и даже занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Ну, насчёт Гиннеса всё понятно, а вот какую историко-культурную ценность несёт работа, где Александр Григорьевич изображён с нимбом святого - это ещё потомкам придётся разобраться.



Монументальный гобелен - не единственный случай в истории живописи, когда светлый образ Александра Григорьевича использовался при создании произведений сакрального характера. Так, хедлайнер белорусского авангарда Алесь Пушкин, расписывая церковь в Бобре, тоже изобразил знакомые черты, но поместил их почему-то в том месте, где в церкви обычно изображаются ужасы ада и его негожие обитатели.



От белорусских мастеров не отстают российские коллеги. Кроме Сафронова любит рисовать Лукашенко московский художник Андрей Будаев. Правда, в отличие от Никаса Степановича, наряжает его не в костюмы времен Скорины, и нимбов к его лучезарном затылку не лепит.



Как говорят в Одессе, картина маслом!



Уроженец Минска Денис Лопатин, проживающий сегодня в России, увидел Александра Григорьевича в героическом разрезе - эдаким мудрым Одином. Давненько, видать, не бывал на родине.



Но любимой моей картиной в этом ряду была и остаётся работа художника Анатолия Концуба с говорящим названием "Корабль дураков".



Хотя, может, я что-то пропустил?

P.S. Вероятно, чтобы восполнить пробел в современной живописи, не богатой на изображения белорусского "человека истории", российский портал makusha.ru, помогающий начинающим рисовальщикам освоить азы мастерства, разместил для своих пользователей специальную страничку "
Как нарисовать Александра Лукашенко по шагам". Жмём и рисуем. Вдруг и у нас получится не хуже, чем у Сафронова?

Впрочем, Александром Григорьевичем вдохновляются не только художники, но и поэты, и музыканты.



Перейти на сайт