Почему белорусы зовут Лукашенко “батькой“
Почти сразу после избрания Александра Лукашенко президентом белорусы окрестили главу государства "батькой". Со временем это прозвище перекочевало на страницы российских газет. Правда, в европейской прессе Лукашенко по-прежнему в большинстве случае упоминается как "последний диктатор Европы".
Прозвище "батька" так нравится Лукашенко, что об этом даже есть упоминание на его официальном сайте:
- Большинство сторонников и даже противников А.Г.Лукашенко соглашаются с тем, что сила белорусского Президента - в единении с народом. Он выражает образ типичного белоруса, его характер, волю, традиции и неприятие всякой схемы и догмы.
А.Г.Лукашенко дорожит поддержкой людей и гордится тем, что в народе его называют "батька" - так всегда называли у нас людей авторитетных, мужественно защищавших интересы семьи и общины...
По мнению политолога Сергея Николюка, феномен "батьки" имеет вполне определенные исторические и социокультурные корни:
- Формирование власти моносубъекта историки относят еще к Андрею Боголюбскому. Это еще домонгольская Русь. Методы, которые использовал этот государственный деятель, действуют и поныне. Первое, что он сделал, – перенес столицу в небольшой поселок, для того чтобы не сталкиваться с Вечем. А второе – разогнал дружину отца. И набрал новую – из холопов. То есть из тех людей, которые своей карьерой зависели только от него. И ему полностью подчинялись. Если посмотреть в более поздние периоды, то увидим, что Сталин пришел к власти, когда было ленинское коллективное руководство, и он назначил себе скромную должность секретаря. Для того чтобы стать моносубъектом, ему нужно было физически уничтожить ленинскую гвардию, что он впоследствии и сделал.
Если мы посмотрим практически на всех субъектов СНГ, имеется в виду тех, кто стали такими президентами-моносубъектами, то они все освободились от тех людей, с которыми шли к власти, то есть от тех людей, с которыми были на "ты". Это обязательное условие формирования моносубъекта.
Надо четко осознавать, что такая власть может существовать не потому, что какая-то личность, например, Александр Лукашенко, обладает какими-то особыми свойствами, а потому что существует часть общества, вероятно, большая часть общества, у которых моносубъектность находится в голове. И она представляет власть как моносубъект. То есть это типичный взгляд на государство как на патриархальную семью. Не случайно Лукашенко называют "батькой", и об этом с гордостью сообщается в его официальной биографии, размещенной на официальном сайте. Это сидит в головах белорусов и это свидетельствует о догосударственном уровне развития большинства белорусских граждан.
И вот здесь очень важный момент. Ведь никто не отменял закон перехода количества в качество. И ни одно государство, ни одна большая структура не может являться, по большому счету, семьей. Эти новые количества рождают новые качества. В чем самое главное различие – в семье батька руководит напрямую, он знает всех членов семьи, и отношения, возникающие в семье - эмоциональные.
Но даже в самом маленьком государстве "батька" не может руководить напрямую всем народом. Ему нужны посредники - политическая элита. И вот здесь возникает еще один важный момент. В семье не может быть никакой "политической элиты". И поэтому в глазах белорусов отечественная бюрократия не имеет легитимности.
Они любят и уважают не государство, а власть, которая стоит над государством. И эта власть в головах этих людей сакральна. И отношения с ней люди выстраивают, как в семье, эмоционально.
В силу своей внутренней нелигитимности номенклатура заинтересована в сохранении моносубъектной власти. Потому что без "батьки" чиновник – никто.
Поэтому Лукашенко может быть с каждым из них в очень напряженных отношениях и в любой момент отстранить от должности, но в целом все они в нем заинтересованы. Поэтому эти люди будут цепляться за "батьку" до последнего.
Прозвище "батька" так нравится Лукашенко, что об этом даже есть упоминание на его официальном сайте:
- Большинство сторонников и даже противников А.Г.Лукашенко соглашаются с тем, что сила белорусского Президента - в единении с народом. Он выражает образ типичного белоруса, его характер, волю, традиции и неприятие всякой схемы и догмы.
А.Г.Лукашенко дорожит поддержкой людей и гордится тем, что в народе его называют "батька" - так всегда называли у нас людей авторитетных, мужественно защищавших интересы семьи и общины...
По мнению политолога Сергея Николюка, феномен "батьки" имеет вполне определенные исторические и социокультурные корни:
- Формирование власти моносубъекта историки относят еще к Андрею Боголюбскому. Это еще домонгольская Русь. Методы, которые использовал этот государственный деятель, действуют и поныне. Первое, что он сделал, – перенес столицу в небольшой поселок, для того чтобы не сталкиваться с Вечем. А второе – разогнал дружину отца. И набрал новую – из холопов. То есть из тех людей, которые своей карьерой зависели только от него. И ему полностью подчинялись. Если посмотреть в более поздние периоды, то увидим, что Сталин пришел к власти, когда было ленинское коллективное руководство, и он назначил себе скромную должность секретаря. Для того чтобы стать моносубъектом, ему нужно было физически уничтожить ленинскую гвардию, что он впоследствии и сделал.
Если мы посмотрим практически на всех субъектов СНГ, имеется в виду тех, кто стали такими президентами-моносубъектами, то они все освободились от тех людей, с которыми шли к власти, то есть от тех людей, с которыми были на "ты". Это обязательное условие формирования моносубъекта.
Надо четко осознавать, что такая власть может существовать не потому, что какая-то личность, например, Александр Лукашенко, обладает какими-то особыми свойствами, а потому что существует часть общества, вероятно, большая часть общества, у которых моносубъектность находится в голове. И она представляет власть как моносубъект. То есть это типичный взгляд на государство как на патриархальную семью. Не случайно Лукашенко называют "батькой", и об этом с гордостью сообщается в его официальной биографии, размещенной на официальном сайте. Это сидит в головах белорусов и это свидетельствует о догосударственном уровне развития большинства белорусских граждан.
И вот здесь очень важный момент. Ведь никто не отменял закон перехода количества в качество. И ни одно государство, ни одна большая структура не может являться, по большому счету, семьей. Эти новые количества рождают новые качества. В чем самое главное различие – в семье батька руководит напрямую, он знает всех членов семьи, и отношения, возникающие в семье - эмоциональные.
Но даже в самом маленьком государстве "батька" не может руководить напрямую всем народом. Ему нужны посредники - политическая элита. И вот здесь возникает еще один важный момент. В семье не может быть никакой "политической элиты". И поэтому в глазах белорусов отечественная бюрократия не имеет легитимности.
Они любят и уважают не государство, а власть, которая стоит над государством. И эта власть в головах этих людей сакральна. И отношения с ней люди выстраивают, как в семье, эмоционально.
В силу своей внутренней нелигитимности номенклатура заинтересована в сохранении моносубъектной власти. Потому что без "батьки" чиновник – никто.
Поэтому Лукашенко может быть с каждым из них в очень напряженных отношениях и в любой момент отстранить от должности, но в целом все они в нем заинтересованы. Поэтому эти люди будут цепляться за "батьку" до последнего.