Священник Шрамко – об отношении власти к церкви: «Православных подчинить, с католиками договориться, протестантов прижать»
Православный священник Александр Шрамко в интервью UDF – о нынешних отношениях между режимом Лукашенко и религиозными конфессиями.
Вышел в свет «Беларусский ежегодник 2023», представляющий собой комплексный анализ ситуации в важнейших сегментах государства и общества за прошлый год. В сборнике – статья Александра Шрамко о состоянии религиозной сферы. UDF обсудил с православным священником его выводы о нынешней ситуации.
– Вы написали о характере действий власти в отношении церкви: «православных подчинить, с католиками договориться, а протестантов просто прижать».
– Да, власти явно поставили задачу подчинить и поставить под контроль все стороны общества, в том числе и церковь. Недавно в Палату представителей внесена новая редакция закона «О свободе совести и религиозных организациях».
В предложенных правках предусматриваются новые меры всевозможного контроля, отчетности со стороны религиозных организаций. Контролировать будут все – вплоть до программ в воскресных школах: чему там учат, какие беседы ведут. И что важно, после принятия нового закона все религиозные организации будут обязаны пройти перерегистрацию.
– Удалось ли властям, на ваш взгляд, за 2022-2023 годы подчинить православную церковь?
– Однозначно ответить на этот вопрос непросто, ведь церковь не состоит из одних епископов, это не контора, которой можно дать указание и все будет исполнено. Церковь состоит из нескольких слоев подчинения: есть епископат, который непосредственно контактирует с властями, есть священство, которым руководит епископат, и есть простые верующие. И те, кто ходит в церковь, меньше всего подчиняются указам сверху.
{banner_news_show}
В православной церкви присутствует довольно большая доля анархизма. Как сказали бы власти, дисциплины мало. Хотя православная церковь более склонна к подчинению государству, но указания, доходящие до нижнего уровня, теряют свою силу.
Вы сами представьте: пришел человек в церковь, постоял, что-то ему не понравилось – он пошел к другому священнику.
– Лукашенко в прошлом и нынешнем году посетил Свято-Eлисаветинский монастырь, который известен своей поддержкой войны…
– Как я отмечал в своем тексте, в основном те люди, которые в 2020 году были на провластной позиции, в 2022-м выступили в поддержку войны (и, кстати, наоборот: выступившие в 2020-м против лжи и насилия не поддержали нападение России на Украину).
Лукашенко видит в этом эталон того, как церковь должна вести себя в отношении государства: что она всей душой должна поддерживать руководителя страны и оправдывать все его действия. Поэтому визиты Лукашенко в Свято-Eлисаветинский монастырь закономерны: он доволен действиями его руководства.
У белорусского государства нет никакой идеологии кроме как беспрекословного подчинения «отцу», который является чуть ли не посланником неба.
– Как оцениваете действия властей в отношении католической церкви?
– Отличительная особенность католической церкви в том, что ее центр руководства находится вне пределов досягаемости для белорусской власти.
В православной церкви патриарх находится под руководством дружественного диктатора, и Кирилл фактически дал карт бланш белорусским властям на любые действия в отношении церкви. Думаю, митрополит Вениамин больше подчиняется Лукашенко, чем московскому патриарху. Хотя, повторюсь, это не дает полного контроля властям из-за анархизма в православной церкви.
А с костелом руководству страны приходится договариваться. Когда в Беларусь приезжают представители Ватикана, их же просто так не «прижмешь» – угрозами или чем-то другим. Но цель та же: чтобы церковь выполняла только то, что угодно государству.
Если вы заметили, то по отношению к православной Лукашенко говорит «наша церковь». А католическая всегда была для властей «не нашей». Поэтому с одной стороны у нее меньше привилегий, а с другой – она была более отдалена от государства и могла дышать чуть легче.
Но в последние годы костел также столкнулся с большими проблемами: например, у него забрали Красный костел (официально для ремонта, который до сих пор не начался – UDF).
В недавнем интервью на госТВ, когда у митрополита Минско-Могилевского Иосифа Станевского спросили о преследовании костела, он ушел от ответа, хотя очевидно, что оно присутствует. При этом Станевский сказал, что церковь развивается.
Местные иерархи католической церкви стараются понравится власти, но государство больше склонно использовать для своей пропаганды православную, а католическую держать на прицеле.
– Как оцениваете отношение режима к протестантским церквям?
– У протестантских церквей нет единого центра и их позиция очень разная. В одних призывают подчиняться властям, говорят, что верующие не должны вмешиваться в политику. В других наоборот поддерживали мирный протест и выступают против войны. Например, как в церкви «Новая жизнь», которую в конце концов закрыли.
Регулярно приходит информация о задержаниях пасторов. Но события, связанные с протестантскими церквями, имеют меньший резонанс, т.к. часто касаются небольших общин.
{banner_news_end}
В связи с новыми поправками в законодательство будет проведена перерегистрация всех религиозных общин. И понятно, что, если позиция каких-то протестантских церквей не понравится государству, их будет легко запугать или просто закрыть.
Полностью закрыть ту же католическую церковь невозможно – слишком огромным будет резонанс, а какую-нибудь протестантскую общину, где 100 человек, – можно. Фактически в отношении протестантов у властей развязаны руки.
Новые поправки в законодательство имеют цель переформировать все религиозное поле в Беларуси. С одной стороны, усиливается контроль, ужесточаются условия для деятельности (согласно положениям в законопроекте, нельзя будет противоречить государственной идеологии).
А с другой стороны, после принятия поправок всех прогонят через перерегистрацию, которую, я уверен, многие не пройдут.
– В «Беларусском ежегоднике» вы отметили, что можно ожидать «дальнейшего снижения приходской активности и сведения церковной жизни к исключительно обрядовой составляющей». Могли бы вы пояснить простыми словами, что имели в виду?
– До последних событий в церквях хватало инициатив снизу, когда люди собирались для общей деятельности в каким-то направлении. Но теперь, когда государство относится с подозрением к любой активности, и руководство церкви будет сужать возможности для самостоятельной деятельности верующих, и власти будут запугивать их арестами.
Вся жизнь в Беларуси становится более контролируемой, всякое движения является подозрительным, люди все больше боятся доносов. Поэтому, думаю, верующие будут менее склонны общаться между собой, собираться, кучковаться.
Вышел в свет «Беларусский ежегодник 2023», представляющий собой комплексный анализ ситуации в важнейших сегментах государства и общества за прошлый год. В сборнике – статья Александра Шрамко о состоянии религиозной сферы. UDF обсудил с православным священником его выводы о нынешней ситуации.
Александр Шрамко. Фото: lrt.lt
– Вы написали о характере действий власти в отношении церкви: «православных подчинить, с католиками договориться, а протестантов просто прижать».
– Да, власти явно поставили задачу подчинить и поставить под контроль все стороны общества, в том числе и церковь. Недавно в Палату представителей внесена новая редакция закона «О свободе совести и религиозных организациях».
В предложенных правках предусматриваются новые меры всевозможного контроля, отчетности со стороны религиозных организаций. Контролировать будут все – вплоть до программ в воскресных школах: чему там учат, какие беседы ведут. И что важно, после принятия нового закона все религиозные организации будут обязаны пройти перерегистрацию.
– Удалось ли властям, на ваш взгляд, за 2022-2023 годы подчинить православную церковь?
– Однозначно ответить на этот вопрос непросто, ведь церковь не состоит из одних епископов, это не контора, которой можно дать указание и все будет исполнено. Церковь состоит из нескольких слоев подчинения: есть епископат, который непосредственно контактирует с властями, есть священство, которым руководит епископат, и есть простые верующие. И те, кто ходит в церковь, меньше всего подчиняются указам сверху.
{banner_news_show}
В православной церкви присутствует довольно большая доля анархизма. Как сказали бы власти, дисциплины мало. Хотя православная церковь более склонна к подчинению государству, но указания, доходящие до нижнего уровня, теряют свою силу.
Вы сами представьте: пришел человек в церковь, постоял, что-то ему не понравилось – он пошел к другому священнику.
– Лукашенко в прошлом и нынешнем году посетил Свято-Eлисаветинский монастырь, который известен своей поддержкой войны…
– Как я отмечал в своем тексте, в основном те люди, которые в 2020 году были на провластной позиции, в 2022-м выступили в поддержку войны (и, кстати, наоборот: выступившие в 2020-м против лжи и насилия не поддержали нападение России на Украину).
Лукашенко видит в этом эталон того, как церковь должна вести себя в отношении государства: что она всей душой должна поддерживать руководителя страны и оправдывать все его действия. Поэтому визиты Лукашенко в Свято-Eлисаветинский монастырь закономерны: он доволен действиями его руководства.
У белорусского государства нет никакой идеологии кроме как беспрекословного подчинения «отцу», который является чуть ли не посланником неба.
– Как оцениваете действия властей в отношении католической церкви?
– Отличительная особенность католической церкви в том, что ее центр руководства находится вне пределов досягаемости для белорусской власти.
В православной церкви патриарх находится под руководством дружественного диктатора, и Кирилл фактически дал карт бланш белорусским властям на любые действия в отношении церкви. Думаю, митрополит Вениамин больше подчиняется Лукашенко, чем московскому патриарху. Хотя, повторюсь, это не дает полного контроля властям из-за анархизма в православной церкви.
А с костелом руководству страны приходится договариваться. Когда в Беларусь приезжают представители Ватикана, их же просто так не «прижмешь» – угрозами или чем-то другим. Но цель та же: чтобы церковь выполняла только то, что угодно государству.
Если вы заметили, то по отношению к православной Лукашенко говорит «наша церковь». А католическая всегда была для властей «не нашей». Поэтому с одной стороны у нее меньше привилегий, а с другой – она была более отдалена от государства и могла дышать чуть легче.
Но в последние годы костел также столкнулся с большими проблемами: например, у него забрали Красный костел (официально для ремонта, который до сих пор не начался – UDF).
В недавнем интервью на госТВ, когда у митрополита Минско-Могилевского Иосифа Станевского спросили о преследовании костела, он ушел от ответа, хотя очевидно, что оно присутствует. При этом Станевский сказал, что церковь развивается.
Местные иерархи католической церкви стараются понравится власти, но государство больше склонно использовать для своей пропаганды православную, а католическую держать на прицеле.
– Как оцениваете отношение режима к протестантским церквям?
– У протестантских церквей нет единого центра и их позиция очень разная. В одних призывают подчиняться властям, говорят, что верующие не должны вмешиваться в политику. В других наоборот поддерживали мирный протест и выступают против войны. Например, как в церкви «Новая жизнь», которую в конце концов закрыли.
Регулярно приходит информация о задержаниях пасторов. Но события, связанные с протестантскими церквями, имеют меньший резонанс, т.к. часто касаются небольших общин.
{banner_news_end}
В связи с новыми поправками в законодательство будет проведена перерегистрация всех религиозных общин. И понятно, что, если позиция каких-то протестантских церквей не понравится государству, их будет легко запугать или просто закрыть.
Полностью закрыть ту же католическую церковь невозможно – слишком огромным будет резонанс, а какую-нибудь протестантскую общину, где 100 человек, – можно. Фактически в отношении протестантов у властей развязаны руки.
Новые поправки в законодательство имеют цель переформировать все религиозное поле в Беларуси. С одной стороны, усиливается контроль, ужесточаются условия для деятельности (согласно положениям в законопроекте, нельзя будет противоречить государственной идеологии).
А с другой стороны, после принятия поправок всех прогонят через перерегистрацию, которую, я уверен, многие не пройдут.
– В «Беларусском ежегоднике» вы отметили, что можно ожидать «дальнейшего снижения приходской активности и сведения церковной жизни к исключительно обрядовой составляющей». Могли бы вы пояснить простыми словами, что имели в виду?
– До последних событий в церквях хватало инициатив снизу, когда люди собирались для общей деятельности в каким-то направлении. Но теперь, когда государство относится с подозрением к любой активности, и руководство церкви будет сужать возможности для самостоятельной деятельности верующих, и власти будут запугивать их арестами.
Вся жизнь в Беларуси становится более контролируемой, всякое движения является подозрительным, люди все больше боятся доносов. Поэтому, думаю, верующие будут менее склонны общаться между собой, собираться, кучковаться.