Карбалевич: Кремль может сказать: а зачем вам государство?
Власти формируют белорусскую идентичность на основе российских исторических нарративов. Ко всем другим формам зависимости Беларуси от России (экономической, политической, военной) добавляется идеологическая, социокультурная зависимость.
Иллюстрацией этого процесса стало прошедшее на днях в Минске помпезное официозное мероприятие в виде белорусско-российского форума "Россия и Беларусь: общая история, общая судьба".
Согласно известному изречению, история — это политика, обращенная вспять. Во всяком случае, это можно отнести к той части истории, которая изучается в системе образования или отражается в произведениях искусства (историю как науку вынесем за скобки). Исторические нарративы используют власти и политики во всех государствах для легитимации своего курса. Более того, можно сказать, что апелляция к тем или иным страницам истории является индикатором, маркером тех или иных тенденций политической жизни.
В этом плане любопытно наблюдать за политикой исторической памяти, которую предлагают обществу белорусские власти. Этот процесс имеет несколько особенностей.
Во-первых, историческая память навязывается обществу фактически в качестве суррогата государственной идеологии. Режим Александра Лукашенко не может предложить какую-то внятную идеологию, которая по самой своей природе предполагает наличие нарративов будущего. Поэтому режим пытается выйти из ситуации, апеллируя к прошлому. Героическое прошлое как замена светлого будущего, пойдем вперед с головой, повернутой назад. Надо любить Лукашенко, потому что мы победили в Великой Отечественной войне — вот тот странный месседж, который посылает обществу власть.
{banner_news_show}
Во-вторых, исторические установки навязываются очень агрессивно, в качестве единственной истины. Любые альтернативные идеи запрещаются, объявляются вражескими. Книги с критикой советского периода истории объявлены экстремистскими.
Например, на тот самом форуме помощник министра обороны по идеологической работе в Вооруженных силах — начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны Беларуси Леонид Касинский заявил, что "фальсификация истории является одной из форм продвижения фашизма в массовое сознание". Ни больше ни меньше. Все это означает, что предлагаемое обществу подобие идеологии является по своей природе тоталитарным.
В-третьих, обычно исторические мифы, лежащие в основе национального сознания, призваны доказывать, что родное государство имеет глубокие корни. Чем глубже, тем лучше. Национально ориентированная часть интеллигенции считала, что как исторический фундамент белорусской государственности следует рассматривать Великое княжество Литовское.
А предлагаемая властями политика исторической памяти касается очень короткого отрезка времени. В основном она ограничивается периодом 1941–1945 годов. Вся остальная тысячелетняя история Беларуси выносится за скобки, власти ее не знают, она им вообще малоинтересна. И всю нынешнюю политику пытаются интерпретировать через призму минувшей войны.
В качестве иллюстрации возьмем еще одно заявление того же Касинского: "Сегодня, в отличие от 1930-х годов, фашизм прикрывается вывеской борьбы за демократию и права человека". Тезис восхитительный! То есть тот, кто выступает за демократию и права человека — фашист! Получается, что антифашист — это тот, кто выступает за диктатуру?
{banner_news_end}
Поэтому следует ожидать, и это в-четвертых, что вся остальная история Беларуси теперь будет рассматриваться как часть российской истории. На этом форуме принято решение разработать пособие для учащихся учреждений общего среднего образования по общей истории Союзного государства. Будет издана серия под названием "Россия и Беларусь: страницы общей истории", решено издавать книги под брендом "Библиотека Союзного государства".
Иначе говоря, если советские школьники учили фактически историю России под названием "История СССР", то теперь белорусские школьники будут учить историю России под названием "История Союзного государства". Собственно белорусская история с позиции национальных представлений исчезает.
Опыт других стран показывает, что в основе формирования молодой нации должен лежать жесткий идейный разрыв с империей, с колониальным (в нашем случае — российским и советским) наследием.
В сегодняшней Беларуси все происходит наоборот. Собственно национальные белорусские этнокультурные символы и элементы отбрасываются. Более того, они (бело-красно-белый флаг, герб "Погоня", Рада Белорусской Народной Республики) объявляются нацистскими. Власти пытаются формировать белорусскую идентичность на основе российских исторических нарративов. Таким образом к другим формам зависимости от России — экономической, политической, военной — добавляется идеологическая, социокультурная зависимость.
Все это дает Москве основания в какой-то момент поставить вопрос: а зачем вам, белорусам, свое государство? Ведь национальное государство нужно тогда, когда есть особая нация со всеми своими атрибутами. Вы от всех признаков нации отказались, фактически исповедуете российскую идентичность. Если не хотите входить в Россию шестью областями, — ладно уж, можете стать республикой в составе РФ, как БССР была в составе СССР.
Даже удивительно, с какой настойчивостью и последовательностью правящая в Беларуси элита добровольно отказывается от признаков суверенитета. Редкое явление в истории, особенно новейшей.
Иллюстрацией этого процесса стало прошедшее на днях в Минске помпезное официозное мероприятие в виде белорусско-российского форума "Россия и Беларусь: общая история, общая судьба".
Согласно известному изречению, история — это политика, обращенная вспять. Во всяком случае, это можно отнести к той части истории, которая изучается в системе образования или отражается в произведениях искусства (историю как науку вынесем за скобки). Исторические нарративы используют власти и политики во всех государствах для легитимации своего курса. Более того, можно сказать, что апелляция к тем или иным страницам истории является индикатором, маркером тех или иных тенденций политической жизни.
Надо любить Лукашенко, потому что мы победили в Великой Отечественной
В этом плане любопытно наблюдать за политикой исторической памяти, которую предлагают обществу белорусские власти. Этот процесс имеет несколько особенностей.
Во-первых, историческая память навязывается обществу фактически в качестве суррогата государственной идеологии. Режим Александра Лукашенко не может предложить какую-то внятную идеологию, которая по самой своей природе предполагает наличие нарративов будущего. Поэтому режим пытается выйти из ситуации, апеллируя к прошлому. Героическое прошлое как замена светлого будущего, пойдем вперед с головой, повернутой назад. Надо любить Лукашенко, потому что мы победили в Великой Отечественной войне — вот тот странный месседж, который посылает обществу власть.
{banner_news_show}
Во-вторых, исторические установки навязываются очень агрессивно, в качестве единственной истины. Любые альтернативные идеи запрещаются, объявляются вражескими. Книги с критикой советского периода истории объявлены экстремистскими.
Например, на тот самом форуме помощник министра обороны по идеологической работе в Вооруженных силах — начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны Беларуси Леонид Касинский заявил, что "фальсификация истории является одной из форм продвижения фашизма в массовое сознание". Ни больше ни меньше. Все это означает, что предлагаемое обществу подобие идеологии является по своей природе тоталитарным.
В-третьих, обычно исторические мифы, лежащие в основе национального сознания, призваны доказывать, что родное государство имеет глубокие корни. Чем глубже, тем лучше. Национально ориентированная часть интеллигенции считала, что как исторический фундамент белорусской государственности следует рассматривать Великое княжество Литовское.
А предлагаемая властями политика исторической памяти касается очень короткого отрезка времени. В основном она ограничивается периодом 1941–1945 годов. Вся остальная тысячелетняя история Беларуси выносится за скобки, власти ее не знают, она им вообще малоинтересна. И всю нынешнюю политику пытаются интерпретировать через призму минувшей войны.
В качестве иллюстрации возьмем еще одно заявление того же Касинского: "Сегодня, в отличие от 1930-х годов, фашизм прикрывается вывеской борьбы за демократию и права человека". Тезис восхитительный! То есть тот, кто выступает за демократию и права человека — фашист! Получается, что антифашист — это тот, кто выступает за диктатуру?
Иными словами, белорусские власти подхватывают нарративы Кремля, который строит идеологию на концепте Великой Победы, а всех, кто против его политики, называет нацистами.
{banner_news_end}
Поэтому следует ожидать, и это в-четвертых, что вся остальная история Беларуси теперь будет рассматриваться как часть российской истории. На этом форуме принято решение разработать пособие для учащихся учреждений общего среднего образования по общей истории Союзного государства. Будет издана серия под названием "Россия и Беларусь: страницы общей истории", решено издавать книги под брендом "Библиотека Союзного государства".
Иначе говоря, если советские школьники учили фактически историю России под названием "История СССР", то теперь белорусские школьники будут учить историю России под названием "История Союзного государства". Собственно белорусская история с позиции национальных представлений исчезает.
Кремль может сказать: а зачем вам государство?
Опыт других стран показывает, что в основе формирования молодой нации должен лежать жесткий идейный разрыв с империей, с колониальным (в нашем случае — российским и советским) наследием.
В сегодняшней Беларуси все происходит наоборот. Собственно национальные белорусские этнокультурные символы и элементы отбрасываются. Более того, они (бело-красно-белый флаг, герб "Погоня", Рада Белорусской Народной Республики) объявляются нацистскими. Власти пытаются формировать белорусскую идентичность на основе российских исторических нарративов. Таким образом к другим формам зависимости от России — экономической, политической, военной — добавляется идеологическая, социокультурная зависимость.
Все это дает Москве основания в какой-то момент поставить вопрос: а зачем вам, белорусам, свое государство? Ведь национальное государство нужно тогда, когда есть особая нация со всеми своими атрибутами. Вы от всех признаков нации отказались, фактически исповедуете российскую идентичность. Если не хотите входить в Россию шестью областями, — ладно уж, можете стать республикой в составе РФ, как БССР была в составе СССР.
Даже удивительно, с какой настойчивостью и последовательностью правящая в Беларуси элита добровольно отказывается от признаков суверенитета. Редкое явление в истории, особенно новейшей.