Тышкевич: «Увы, Беларусь все еще находится в поле культуры «дохлых героев»
Аналитик — о противостоянии двух разных обществ.
— Я несколько раз обращал внимание на культурную особенность российской империи, СССР, пост-совка, — пишет Игорь Тышкевич. — Речь идёт о культе героев «умерших за…» Именно умерших «за». Где смерть, желательно, геройская, стоит выше, чем словосочетание «за что». И верификация, была ли достигнута цель.
В таком случае получается «дохлый герой». Именно «дохлый», поскольку его жизнь, его ценности, его убеждения никого не интересуют — вместо этого рисуют "икону". И функция могилы героя — быть подставкой для венка один раз в год.
В противовес этому приведу цитату генерала Паттона времён Второй мировой войны. «Я не прошу вас погибать за свою родину. Сделайте так, чтобы мерзавцы по ту сторону фронта погибали за СВОЮ родину».
Разница — ценность человеческой жизни и нацеленность на результат. С одной стороны «бабы ещё нарожают», «не вы*?:ся, а беги вперёд», «умри, когда Родина скажет». С другой — «выполни задачу», «человек (в том числе «квалифицированный военный — ценен», «жертва возможна и допустима, если исчерпаны другие возможности достижения цели».
{banner_news_show}
То есть с одной стороны начальник решает, твоё дело сдохнуть (а начальнику пофиг). С другой — есть задача, ты думаешь, как её решить.
Кроме того, культура «дохлых героев» вполне органично служит основой для избирательности истории. Легко делать как икону, так и страшилку. Легко (и политически верно) «забывать» как неудобные факты из биографии «героя», в том числе почему он погиб.
Так же легко и политически верно «забывать» неудобные факты из истории. Ведь культура «дохлого героя» требует иконы, цветов на могилу 1 раз в год и, самое главное, отсутствие мышления. Послушание — да. Вера — да. Преданность — 1000 раз да. Умение думать и задавать вопросы — категорически нет.
Увы, Беларусь всё ещё находится в поле культуры «дохлых героев».
И вот сегодня мне пришла удивительная иллюстрация изложенного тезиса. Беларусские силовики сделали несколько роликов про сборы с ветеранами спецназа. Даже музыку нашли, наложили на видео ряд. Музыка группы «Helvegen», песня ТОР. И припев, который отображает суть.
У людей ничего не «стукнуло» в расстановке приоритетов: воин должен сдохнуть, а пока нет — просто валить всех. О том, ради чего — ни слова.
К чему это я? Такая культура в противостоянии имеет единственный шанс на победу — демография и отсутствие навыков мышления у подданных. Последнее обеспечивается сложными условиями жизни и постоянными подачками со стороны элит. Как кормёжка свиней.
И в этом формате есть место успеху, сытости, празднику жизни. Но только тех, кто сидит за столом и вкушает «свежаніну». А остальные просто ждут своей очереди на закол.
Зачем столько пишу? С демографией швах. Информационное пространство делает крайне сложным существование общества в формате свиней в сарае. Как минимум, для нескольких групп населения. И такое общество ВСЕГДА проигрывает обществу, которое настроено на результат.
Так почему же в Беларуси не произошло изменений? Пока не произошло, потому что ключевые группы оппонентов так же не против существовать в стране дохлых героев. Для них это тоже удобно.
Дело за малым — когда эти ключевые группы начнут разговаривать друг с другом. Результат будет. Но он не понравится ни верующим в «святого Александра» ни их оппонентам, желающим просто изменить имя пророка, оставив остальную систему как есть.
— Я несколько раз обращал внимание на культурную особенность российской империи, СССР, пост-совка, — пишет Игорь Тышкевич. — Речь идёт о культе героев «умерших за…» Именно умерших «за». Где смерть, желательно, геройская, стоит выше, чем словосочетание «за что». И верификация, была ли достигнута цель.
В таком случае получается «дохлый герой». Именно «дохлый», поскольку его жизнь, его ценности, его убеждения никого не интересуют — вместо этого рисуют "икону". И функция могилы героя — быть подставкой для венка один раз в год.
В противовес этому приведу цитату генерала Паттона времён Второй мировой войны. «Я не прошу вас погибать за свою родину. Сделайте так, чтобы мерзавцы по ту сторону фронта погибали за СВОЮ родину».
Разница — ценность человеческой жизни и нацеленность на результат. С одной стороны «бабы ещё нарожают», «не вы*?:ся, а беги вперёд», «умри, когда Родина скажет». С другой — «выполни задачу», «человек (в том числе «квалифицированный военный — ценен», «жертва возможна и допустима, если исчерпаны другие возможности достижения цели».
{banner_news_show}
То есть с одной стороны начальник решает, твоё дело сдохнуть (а начальнику пофиг). С другой — есть задача, ты думаешь, как её решить.
Кроме того, культура «дохлых героев» вполне органично служит основой для избирательности истории. Легко делать как икону, так и страшилку. Легко (и политически верно) «забывать» как неудобные факты из биографии «героя», в том числе почему он погиб.
Так же легко и политически верно «забывать» неудобные факты из истории. Ведь культура «дохлого героя» требует иконы, цветов на могилу 1 раз в год и, самое главное, отсутствие мышления. Послушание — да. Вера — да. Преданность — 1000 раз да. Умение думать и задавать вопросы — категорически нет.
Увы, Беларусь всё ещё находится в поле культуры «дохлых героев».
И вот сегодня мне пришла удивительная иллюстрация изложенного тезиса. Беларусские силовики сделали несколько роликов про сборы с ветеранами спецназа. Даже музыку нашли, наложили на видео ряд. Музыка группы «Helvegen», песня ТОР. И припев, который отображает суть.
«Воин ты воин, чем ты не доволен?
А не от того ли, что в бою не пал?
В вальгалле ждет один и глаз не сводит,
Но пока ты жив, вали толпы на повал».
А не от того ли, что в бою не пал?
В вальгалле ждет один и глаз не сводит,
Но пока ты жив, вали толпы на повал».
У людей ничего не «стукнуло» в расстановке приоритетов: воин должен сдохнуть, а пока нет — просто валить всех. О том, ради чего — ни слова.
К чему это я? Такая культура в противостоянии имеет единственный шанс на победу — демография и отсутствие навыков мышления у подданных. Последнее обеспечивается сложными условиями жизни и постоянными подачками со стороны элит. Как кормёжка свиней.
И в этом формате есть место успеху, сытости, празднику жизни. Но только тех, кто сидит за столом и вкушает «свежаніну». А остальные просто ждут своей очереди на закол.
Зачем столько пишу? С демографией швах. Информационное пространство делает крайне сложным существование общества в формате свиней в сарае. Как минимум, для нескольких групп населения. И такое общество ВСЕГДА проигрывает обществу, которое настроено на результат.
Так почему же в Беларуси не произошло изменений? Пока не произошло, потому что ключевые группы оппонентов так же не против существовать в стране дохлых героев. Для них это тоже удобно.
Произойдут ли перемены? Несомненно. Когда те, кто начал думать категориями результата, придут к осознанию своей субъектности. Речь идёт о процессах в различных направлениях. Беларусы с оружием в руках проходят такую трансформацию вместе с ВСУ. Беларусы внутри страны, среди диаспоры, начинают задавать вопросы.
Дело за малым — когда эти ключевые группы начнут разговаривать друг с другом. Результат будет. Но он не понравится ни верующим в «святого Александра» ни их оппонентам, желающим просто изменить имя пророка, оставив остальную систему как есть.