UDF

Новости

«Цветная революция», о которой говорили штатные пропагандисты, оказалась фантомом

Сергей Николюк, sn-plus.com
03.03.2021
Бобик сдох. Бобик «цветных революций», о которых на протяжении пяти лет нам твердили штатные пропагандисты, приказал долго жить, точнее, ему приказали.

Безвременная смерть бобика многих застала врасплох, что не отменило классического сценария, по которому в географическом центре Европы развивались практически все значимые события.

Вначале, напомню, как всегда было слово, и слово это было неизменно у одного и того же представителя самого интернационального народа в мире.

Ему мой респект и возможность высказаться:

«Цветная революция» по законам даже этих шарпов и прочих в Беларуси была невозможна. Поэтому, опираясь на определенные внутренние силы (сколько их было, вы можете судить сами, я не буду об этом говорить), была предпринята попытка не «цветной революции», а мятежа. По принципу, смотрите, как назвали, — блицкриг. Вам ничего это не напоминает? Ни о чем не говорит? Мне напоминает, хоть я и не переживал эти времена и в зале в этом нет людей, которые пережили блицкриг в середине прошлого века в направлении Советского Союза, нашей страны. И он должен был пройти прежде всего по Беларуси».


Вот такая корректировочка реальности. Но какую глубинную потребность государства для народа перестал удовлетворять фразеологизм, любовь к которому в 2020 г. развивалась по экспоненте?
{banner_news_show}
Рискну предположить, что виной тому существительное «революция», несвободное от целого букета нежелательных для постсоветского человека смыслов. Недаром же центральные площади белорусских городов все еще украшают памятники теоретика и практика революций. Самим фактом своего существования они ставят современников перед дилеммой «снести нельзя оставить».

Всего-то три слово, а взять на себя ответственность за запятую некому. И хочется, и колется, и ябатьки не велят.

«Мятеж не может кончиться удачей, — в противном случае его зовут иначе», — утверждал английский поэт Джон Харингтон (1561-1612). Т.е. революция — это знак беды, причем, беды окончательной для тех, кто не смог вписаться в современность. Напротив, мятеж — это передышка для выпавших из исторической тележки. Мятеж не лишает надежды. В конце-то концов лучше прозябать на обочине, чем оказаться под колесами.

Вертикаль власти — проще некуда


На днях, гуляя по интернету, натолкнулся на статью «На бактериях из кишечника человека паразитируют более 140 тысяч видов бактериофагов».

На первый взгляд никакого отношения к событиям в Беларуси она не имеет, если не считать того факта, что в республике-партизанке проживает около 9,3 млн человек, и у каждого имеется свой кишечник со своей микрофауной.

Тем не менее полезную для понимания социально-политических процессов информацию из статьи извлечь можно, т.к. ее заголовок напоминает о бесконечном разнообразии мира. Развитие любой его подсистемы сопровождается увеличением сложности и разнообразия. Верен и обратный вывод: упрощение ведет к деградации.

Самое простое, что только можно себе представить при организации политических режимов, — вертикаль власти. Не следует, однако, думать, что воли одного человека достаточно для функционирования этой простенькой конструкции. Вертикаль не может опираться на вершину. Для устойчивости она нуждается в наличие критической массы особого социокультурного типа человека в основании.

Такой тип человека в Беларуси имеется. С помощью цитаты из заключительного слова на VI Всебелорусском народном собрании приглядимся к нему внимательнее:

«…что делают умные люди, попав в сложную, критическую ситуацию, когда они не видят выхода из этой ситуации? Они объединяются и идут за лидером. Всегда было так: люди объединяются, сплачиваются вокруг конкретной личности, которая определена, или они хотят определить, и идут за этим лидером».


Белорусский мир не без умных людей. Социальной и прочими видами активности умники не отличаются, что порождает иллюзию в их малочисленности. Но это не так. Незаметность не означает отсутствия. А их пассивность не следует возводить в абсолют. Это пассивность крестьянина, живущего по принципу «моя хата с краю», но только до тех пор, пока в его хату за ним не пришли.

В начале «лихих 90-х» за ним пришли. Умники возбудились и дружно рванули к урнам для голосования… Так называемая белорусская модель, в которой все мы сегодня и процветаем, — результат активности умников.

От деградации к регенерации


В 1970-90-е годы гуманитарные науки пополнились транзитологией (от лат. transitus — переход) — политологической дисциплиной, исследующей проблемы, связанные с переходом государств от авторитаризма к демократии.

Потребность в транзитологии сформировалась после падения авторитарных режимов в Португалии, Испания и Греция. Дополнительный импульс неофиту гуманитарных наук придало строительство либеральных демократий в странах социалистического лагеря после падения Берлинской стены.

Не обошли своим вниманием транзитологи и постсоветские страны. Общепринятым стало мнение, что с «подводной лодки демократизации» им некуда деться.

{banner_news_end}
Но шли годы, и то, что среди родных берез и осин первоначально воспринималась в качестве общей тенденции, все меньше ей соответствовало. Слово директору Левада-центра социологу Льву Гудкову:

«Сегодня мы имеем дело с принципиально другой ситуацией, с новыми и неописанными политической наукой явлениями — регенерацией тоталитарных институтов и соответствующих пластов советской идеологии, «вторичным» или «возвратным» тоталитаризмом (в оппозиционной публицистике все чаще и чаще именуемым «фашизмом» по аналогии с муссолиниевским «корпоративным государством».


Вот такие пироги с котятами: советский тоталитаризм разлагался, разлагался… Казалось, дни его сочтены, еще одно усилие, и «свобода нас встретит радостно у входа». Но тут открылась старая истина: когда кажется, креститься надо.

Разумеется, возвращения классического тоталитаризма сталинского типа с его массовой мобилизацией ожидать не приходится. Нельзя дважды войти в одну и ту же тоталитарную реку, но можно войти в обновленную с элементами рынка, с интернетом и открытыми границами.

Однако за четверть века деградации тоталитарных институтов подросло поколение, чьи ценности принципиально отличаются от ценностей отцов. Конфликт двух ценностных систем мы сегодня и наблюдаем. Сам по себе он не рассосется. Сами только кошки родятся, хотя в справедливости этой народной максимы лично у меня имеются сомнения.



Перейти на сайт