Почему православных в Беларуси больше, чем верующих?
Всевозможные исследования и опросы показывают, что православных в Беларуси 70 – 75%, но в Бога при этом верит меньше 60%... Как так?
Недавно в маршрутке рядом со мной сидела молодая женщина с двумя детьми, так сказать, исследовательского возраста. Старшая девочка все что-то спрашивала: то о защитных стеклах для смартфонов, то о самых жарких странах, то почему дедушка называет маршрутку таксичкой. Мама отвечала, как на экзамене, напряженно: не то боялась разочаровать ребенка, не то – других пассажиров, которые, как и я, прислушивались к диалогу.
В этот момент мы проезжали мимо костела на ул. Ленина. «Мама, а что это такое?». – «Это костел, туда католики ходят». – «А кто такие католики?». – «Я тебе потом объясню». – «Мам, ну кто это?» Женщина немного нахмурила лоб, задумавшись: «Ну… мы – крестьяне, а есть еще католики». Исчерпывающе…
Надеюсь, вы спустились ниже не за критикой а-ля «вот дура-то!». Я не хочу копаться в очевидных мыслях, что крестьяне и христиане – понятия разные, что католики тоже относятся к христианам и так далее. А подвожу я к печальной статистике, которая показывает, как много людей причисляют себя к определенной конфессии неосознанно, по традиции, по привычке. И, к моему сожалению, большинство из них – среди тех, кто называет себя православными христианами.
Мировые исследования и белорусские социологические опросы показывают, что православных в Беларуси 70 – 75%, католиков – от 12 до 15%. А в Бога при этом верит меньше 60%…
{banner_news_show}
Да чтобы заметить это, не обязательно и статистику поднимать. Например, осуждение окружающих за отказ от бифштекса или сырного пирога за столом во время поста – обычное дело. Иногда в семьях и до конфликтов доходит. А ведь это совершенно нормальный приоритет верующего человека, который должен быть понятен каждому, кто называет себя православным. Также не секрет, как часто в бытовых разговорах «православные» обсуждают «недостойных попов»: один слишком толстый, второй слишком строгий, у третьего автомобиль слишком дорогой. Причем делается это с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием. А между строк – как в притче о мытаре и фарисее: «Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди». Кстати, нечто подобное люди и на исповеди говорят: вместо покаяния то на ленивую невестку жалуются, то на раздражающего мужа.
А еще сравните, сколько людей приходит на воскресные службы в течение года и сколько на Пасху, Рождество, Крещение. Без преувеличения – в разы меньше. И опять же: набрать крещенской воды, освятить куличи – для многих просто традиции, поскольку на остаток праздничной службы после этого остается от силы полхрама. Некоторые просто привыкли на Пасху носить корзины, а на Крещение приходить с бутылками, просто «лучше пусть будет», просто «все идут – и я пойду». Точно так же многие люди и православными себя называют: за компанию.
Ни в коем случае не призываю отказываться от участия в религиозных обрядах и тем более таинствах. Хочу лишь сказать, что в свои действия важно вкладывать смысл. Заполняешь ли анкету на обучающие курсы, выбираешь ли цвет лака для ногтей, соглашаешься ли на встречу – все должно быть обдуманно. Что уж говорить о вопросах веры?.. Я – за сознательность.
Недавно в маршрутке рядом со мной сидела молодая женщина с двумя детьми, так сказать, исследовательского возраста. Старшая девочка все что-то спрашивала: то о защитных стеклах для смартфонов, то о самых жарких странах, то почему дедушка называет маршрутку таксичкой. Мама отвечала, как на экзамене, напряженно: не то боялась разочаровать ребенка, не то – других пассажиров, которые, как и я, прислушивались к диалогу.
В этот момент мы проезжали мимо костела на ул. Ленина. «Мама, а что это такое?». – «Это костел, туда католики ходят». – «А кто такие католики?». – «Я тебе потом объясню». – «Мам, ну кто это?» Женщина немного нахмурила лоб, задумавшись: «Ну… мы – крестьяне, а есть еще католики». Исчерпывающе…
Надеюсь, вы спустились ниже не за критикой а-ля «вот дура-то!». Я не хочу копаться в очевидных мыслях, что крестьяне и христиане – понятия разные, что католики тоже относятся к христианам и так далее. А подвожу я к печальной статистике, которая показывает, как много людей причисляют себя к определенной конфессии неосознанно, по традиции, по привычке. И, к моему сожалению, большинство из них – среди тех, кто называет себя православными христианами.
Мировые исследования и белорусские социологические опросы показывают, что православных в Беларуси 70 – 75%, католиков – от 12 до 15%. А в Бога при этом верит меньше 60%…
{banner_news_show}
Да чтобы заметить это, не обязательно и статистику поднимать. Например, осуждение окружающих за отказ от бифштекса или сырного пирога за столом во время поста – обычное дело. Иногда в семьях и до конфликтов доходит. А ведь это совершенно нормальный приоритет верующего человека, который должен быть понятен каждому, кто называет себя православным. Также не секрет, как часто в бытовых разговорах «православные» обсуждают «недостойных попов»: один слишком толстый, второй слишком строгий, у третьего автомобиль слишком дорогой. Причем делается это с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием. А между строк – как в притче о мытаре и фарисее: «Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди». Кстати, нечто подобное люди и на исповеди говорят: вместо покаяния то на ленивую невестку жалуются, то на раздражающего мужа.
А еще сравните, сколько людей приходит на воскресные службы в течение года и сколько на Пасху, Рождество, Крещение. Без преувеличения – в разы меньше. И опять же: набрать крещенской воды, освятить куличи – для многих просто традиции, поскольку на остаток праздничной службы после этого остается от силы полхрама. Некоторые просто привыкли на Пасху носить корзины, а на Крещение приходить с бутылками, просто «лучше пусть будет», просто «все идут – и я пойду». Точно так же многие люди и православными себя называют: за компанию.
Ни в коем случае не призываю отказываться от участия в религиозных обрядах и тем более таинствах. Хочу лишь сказать, что в свои действия важно вкладывать смысл. Заполняешь ли анкету на обучающие курсы, выбираешь ли цвет лака для ногтей, соглашаешься ли на встречу – все должно быть обдуманно. Что уж говорить о вопросах веры?.. Я – за сознательность.