Рикошет. Именем революции — по тунеядцам
Наконец, после многочисленных угроз, власти добрались до "тунеядцев".
На совещании 20 октября Лукашенко заявил: "Хотите вернуть понятие "тунеядство"— возвращайте. Это будет более понятно для народа. Не надо ничего хорошего, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию. Любыми способами, которые мы знаем и умеем, нужно заставить этих людей работать ... Как мне докладывают, около 500 тысяч наших граждан не задействованы в экономике страны. Пусть 100 тысяч — это домохозяйки и те, кто работает на собственном подворье. А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут? Время прекращать это иждивенчество. 400 тысяч должны быть втянуты именем революции в работу. Бездельников не должно быть в стране. Нужно заставить этих людей работать и перестать раздавать бесплатно блага тем, кто не работает".
Почему вообще возникла эта проблема? Почему Лукашенко терзает тот факт, что часть людей официально не занята в экономике? Существует несколько факторов.
Прежде всего, авторитарное государство стремится контролировать в стране все. И она чувствует дискомфорт, когда некая часть населения выпадает из под этого контроля, существует автономно. "А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут?" — спрашивает Лукашенко. Непорядок.
Затем, идеологический конструкт патерналистского государства базируется на эгалитаристской концепции социальной справедливости, согласно которой все должны работать на благо общества, народа (на самом деле, государства), а уже власти от имени народа потом отблагодарят, разделят между подданными. Это все идеологемы социалистической системы, в рамках которой работа — это обязанность. И не случайно Лукашенко говорит, что "не нужно ничего хорошего, что было в советские времена сделано, отвергать".
Ведь в рыночной системе работа — это только право. В условиях рынка гражданину разрешено получать и "нетрудовые доходы". То есть жить за счет сдачи имущества в аренду, получать прибыль от купленных акций, от процентов по банковским депозитам и проч. Кстати, все эти доходы разрешены белорусским законодательством, только плати налоги. Но вот сейчас все это объявлено тунеядством.
Лукашенко уверен, что в этой священной борьбе он будет иметь поддержку своего электората. И небезосновательно. Идея борьбы с тунеядцами популярна среди народа. И чем более жесткие методы будет применять власть, тем большую поддержку обретет.
Возьмем вот эту известную историю, когда заставляют работать родителей, которые бросили своих детей. Лукашенко требует, чтобы к этим людям принимались самые жесткие меры: "Мы пойдем вплоть до создания рабочих лагерей, где эти родители будут работать, "пахать", чтобы содержать этого ребенка и чтобы другим неповадно было"; "Направляйте в колхозы, на стройки, на самую черную работу, независимо от профессии и образования. Пусть работают по 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 360 дней в году". И, как показали опросы НИСЭПИ, большинство населения это поддерживает. И не важно, что реализация этих мер обнаружила их неэффективность. Но, несмотря на плохие результаты, кампания продолжается. Ведь смысл ее не экономический, а пиаровско-политический. Создавать рабочие лагеря в центре Европы в ХХI веке — это нонсенс, вызов всем гуманистическим представлениям и нормам современной цивилизации. Но Лукашенко и не пытается выглядеть цивилизованным политиком, а стремится под видом восстановления справедливости удовлетворять архаичные инстинкты "простых людей", убежденных в том, что насилие и жестокость — универсальное средство решения всех проблем.
Есть и чисто экономические мотивы. Конструкт "социального государства" переживает кризис. По банальной причине: не хватает ресурсов. Поэтому нужно провести ревизию доходов и расходов. Если не удастся "тунеядцев" заставить работать или платить налоги за дармоедство, то можно как-то сократить расходы за счет тех, кто не работает легально в экономике.
Кроме того, после кризиса 2011 года увеличилось количество людей, которые бегут из "сильной и процветающей Беларуси" за границу, потому что там больше платят. Возник дефицит рабочих рук. И вот с помощью административных методов власти пытаются решить эту проблему. Именем революции. Ведь других способов не знают.
На совещании 20 октября Лукашенко заявил: "Хотите вернуть понятие "тунеядство"— возвращайте. Это будет более понятно для народа. Не надо ничего хорошего, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию. Любыми способами, которые мы знаем и умеем, нужно заставить этих людей работать ... Как мне докладывают, около 500 тысяч наших граждан не задействованы в экономике страны. Пусть 100 тысяч — это домохозяйки и те, кто работает на собственном подворье. А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут? Время прекращать это иждивенчество. 400 тысяч должны быть втянуты именем революции в работу. Бездельников не должно быть в стране. Нужно заставить этих людей работать и перестать раздавать бесплатно блага тем, кто не работает".
Почему вообще возникла эта проблема? Почему Лукашенко терзает тот факт, что часть людей официально не занята в экономике? Существует несколько факторов.
Прежде всего, авторитарное государство стремится контролировать в стране все. И она чувствует дискомфорт, когда некая часть населения выпадает из под этого контроля, существует автономно. "А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут?" — спрашивает Лукашенко. Непорядок.
Затем, идеологический конструкт патерналистского государства базируется на эгалитаристской концепции социальной справедливости, согласно которой все должны работать на благо общества, народа (на самом деле, государства), а уже власти от имени народа потом отблагодарят, разделят между подданными. Это все идеологемы социалистической системы, в рамках которой работа — это обязанность. И не случайно Лукашенко говорит, что "не нужно ничего хорошего, что было в советские времена сделано, отвергать".
Ведь в рыночной системе работа — это только право. В условиях рынка гражданину разрешено получать и "нетрудовые доходы". То есть жить за счет сдачи имущества в аренду, получать прибыль от купленных акций, от процентов по банковским депозитам и проч. Кстати, все эти доходы разрешены белорусским законодательством, только плати налоги. Но вот сейчас все это объявлено тунеядством.
Лукашенко уверен, что в этой священной борьбе он будет иметь поддержку своего электората. И небезосновательно. Идея борьбы с тунеядцами популярна среди народа. И чем более жесткие методы будет применять власть, тем большую поддержку обретет.
Возьмем вот эту известную историю, когда заставляют работать родителей, которые бросили своих детей. Лукашенко требует, чтобы к этим людям принимались самые жесткие меры: "Мы пойдем вплоть до создания рабочих лагерей, где эти родители будут работать, "пахать", чтобы содержать этого ребенка и чтобы другим неповадно было"; "Направляйте в колхозы, на стройки, на самую черную работу, независимо от профессии и образования. Пусть работают по 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 360 дней в году". И, как показали опросы НИСЭПИ, большинство населения это поддерживает. И не важно, что реализация этих мер обнаружила их неэффективность. Но, несмотря на плохие результаты, кампания продолжается. Ведь смысл ее не экономический, а пиаровско-политический. Создавать рабочие лагеря в центре Европы в ХХI веке — это нонсенс, вызов всем гуманистическим представлениям и нормам современной цивилизации. Но Лукашенко и не пытается выглядеть цивилизованным политиком, а стремится под видом восстановления справедливости удовлетворять архаичные инстинкты "простых людей", убежденных в том, что насилие и жестокость — универсальное средство решения всех проблем.
Есть и чисто экономические мотивы. Конструкт "социального государства" переживает кризис. По банальной причине: не хватает ресурсов. Поэтому нужно провести ревизию доходов и расходов. Если не удастся "тунеядцев" заставить работать или платить налоги за дармоедство, то можно как-то сократить расходы за счет тех, кто не работает легально в экономике.
Кроме того, после кризиса 2011 года увеличилось количество людей, которые бегут из "сильной и процветающей Беларуси" за границу, потому что там больше платят. Возник дефицит рабочих рук. И вот с помощью административных методов власти пытаются решить эту проблему. Именем революции. Ведь других способов не знают.