Купаловский театр превратится в кабаре?
Эксперт рассказал о возможных результатах перевода театра на самоокупаемость.
"Сегодня это не самоокупаемая организация. Может быть, давайте дадим им возможность заработать, освободим от налогов и посмотрим, что получится... Они готовы, как на Западе, в свободное плавание", — заявляет глава государства после просмотра спектакля "Паўлінка" в отреставрированном здании Национального академического театра имени Янки Купалы.
Кандидат искусствоведения, театральный критик Алексей Стрельников говорит, что финансовые вливания в этот вид искусства — мировая практика: "Театры на дотациях — это мировая практика. Везде есть театры, которые дотируются. Частные театры, приносящие доход, — это, скорее, исключение".
Среди приносящих доходы театральных площадок — знаменитые мюзиклы Бродвея и разнообразные кабаре. Правда, это, скорее, часть шоу-бизнеса, чем национальные академические театральные площадки. Кроме них, на Западе расширены городские театры и независимые (или свободные), однако они далеки от самоокупаемости и финансируются из общественных средств. В Германии, например, средства на существование театральных трупп и новые постановки выделяют разнообразные фонды, независимые от государства.
Но неверно полагать, что белорусские театры не способны зарабатывать. Бывают моменты, когда за несколько недель можно заработать столько же, сколько за полгода работы в обычном режиме: "За две недели новогодних представлений актеры зарабатывают чуть ли не половину своего годового заработка".
Основные зрители таких постановок — дети. Поэтому на новогодние "елки" — ограниченный источник доходов — выше 30 тысяч рублей цену на билеты не поставишь. Билеты на "взрослые" постановки стоят больше. В том же Купаловском — от 20 до 200 тысяч (на Западе минимальная стоимость билета — 8-10 евро). Но, по словам эксперта, билеты могут окупить лишь 10% расходов: "Например, в Европе билеты возвращают всего 10% от всех затрат на само представление. От стоимости аренды площадки, гонораров артистов, расходов на электричество, на налоги".
Есть и компромиссный вариант — финансировать не сам театр, а его проекты. За такой вариант косвенно высказалось руководство Минкульта и самого Купаловского. Глава государства в ответ заявил, что ему надо подумать.
До чего додумается Лукашенко и додумается ли вовсе — пока непонятно. Но 15-я статья Конституции гласит, что "государство ответственно за сохранения историко-культурного и духовного наследия".
"Сегодня это не самоокупаемая организация. Может быть, давайте дадим им возможность заработать, освободим от налогов и посмотрим, что получится... Они готовы, как на Западе, в свободное плавание", — заявляет глава государства после просмотра спектакля "Паўлінка" в отреставрированном здании Национального академического театра имени Янки Купалы.
Кандидат искусствоведения, театральный критик Алексей Стрельников говорит, что финансовые вливания в этот вид искусства — мировая практика: "Театры на дотациях — это мировая практика. Везде есть театры, которые дотируются. Частные театры, приносящие доход, — это, скорее, исключение".
Среди приносящих доходы театральных площадок — знаменитые мюзиклы Бродвея и разнообразные кабаре. Правда, это, скорее, часть шоу-бизнеса, чем национальные академические театральные площадки. Кроме них, на Западе расширены городские театры и независимые (или свободные), однако они далеки от самоокупаемости и финансируются из общественных средств. В Германии, например, средства на существование театральных трупп и новые постановки выделяют разнообразные фонды, независимые от государства.
Но неверно полагать, что белорусские театры не способны зарабатывать. Бывают моменты, когда за несколько недель можно заработать столько же, сколько за полгода работы в обычном режиме: "За две недели новогодних представлений актеры зарабатывают чуть ли не половину своего годового заработка".
Основные зрители таких постановок — дети. Поэтому на новогодние "елки" — ограниченный источник доходов — выше 30 тысяч рублей цену на билеты не поставишь. Билеты на "взрослые" постановки стоят больше. В том же Купаловском — от 20 до 200 тысяч (на Западе минимальная стоимость билета — 8-10 евро). Но, по словам эксперта, билеты могут окупить лишь 10% расходов: "Например, в Европе билеты возвращают всего 10% от всех затрат на само представление. От стоимости аренды площадки, гонораров артистов, расходов на электричество, на налоги".
Есть и компромиссный вариант — финансировать не сам театр, а его проекты. За такой вариант косвенно высказалось руководство Минкульта и самого Купаловского. Глава государства в ответ заявил, что ему надо подумать.
До чего додумается Лукашенко и додумается ли вовсе — пока непонятно. Но 15-я статья Конституции гласит, что "государство ответственно за сохранения историко-культурного и духовного наследия".