Почему белорусы застряли в БССР?
16% белорусов считают, что первое белорусское государство в истории — Республика Беларусь, 18% — что это БССР. Историков и политологов такие ответы нисколько не удивляют. Но различное отношение белорусов к исторической памяти создает дополнительные линии разломов внутри общества.
— Государственная идеология исходит из того, что белорусов всегда кто-то угнетал. И только во времена БССР они вздохнули свободно, а уж Республика Беларусь и вовсе стала периодом расцвета, — отмечает историк Алесь Смолянчук.
Истоки возникновения белорусской государственности не так-то просто осознавать даже образованным людям, поскольку ее существование прерывалось. Так что в результатах опроса нет ничего удивительного, считает политолог Андрей Егоров:
— Достаточно вспомнить, как учили истории белорусов в советское время: государственность, якобы, возникала вместе с СССР. Современные школьники и вовсе думают, будто белорусская государственность начиналась с 1991 года.
Знания про ВКЛ — заслуга белорусского возрождения 1990-х годов
Впрочем, большинство участников национального опроса на тему национальной идентичности, проведенного в 2011 году лабораторией Новак, связывают все же белорусскую государственность с Полоцким княжеством и Великим княжеством Литовским.
— Статистика отражает результаты работы по популяризации исторического прошлого Беларуси в 1990-е годы, — полагает Алесь Смолянчук.
Благодаря деятельности белорусских историков, культурных деятелей, писателей и СМИ не так-то просто в массовом сознании заменить факты чистой мифологией, которую навязывают белорусские власти.
— Результаты подобного опроса в начале 1990-х были бы куда более плачевными, — соглашается Андрей Егоров.
С каждым годом историческая память белорусов ухудшается
В течение последних двадцати лет, так или иначе происходит политическое формирование белорусской нации, отмечают эксперты.
— Есть государство, паспорта и границы, — говорит Алесь Смолянчук. — Это, правда, нечто слишком далекое от варианта формирования гражданской нации в Европе. Белорусы — абсолютно лояльные индивиды без прав.
С каждым годом историческая культура и историческая память белорусов ухудшаются. Каждый новый набор студентов в ВУЗах отличается не в лучшую сторону.
— Многие студенты не знают ничего о пакте Молотова-Риббентропа, хотя в учебниках этот факт как раз упоминается, причем, позитивно. Из текста выходит, что правильно, что заключили договор с Германией, начали войну и поделили Польшу, — приводит пример историк.
Учебники играют отрицательную роль в навязывании исторических стереотипов. Ведь для многих белорусов это единственные книги, которые они прочтут по истории.
— Однако формирование исторической памяти происходит через историческую политику: литературу, фильмы, театральные постановки, исторические памятники и даже названия улиц, — отмечает Алесь Смолянчук. — В Беларуси же атрибутика осталась со времен Советского Союза. Ничего не изменилось, хотя того государства уже нет.
Вопрос исторического единства белорусы так и не решили
Восприятие исторического прошлого формирует идентичность человека, то, с каким временным периодом он связывает свое собственное существование, в какой исторический контекст себя вписывает. Те, кто отсчитывает историю белорусской государственности с образования СССР, так и относятся к современной и будущей белорусской государственности.
Человек, не понимающий, что БССР была лишь одним из периодов белорусской государственности, может воспринимать Республику Беларусь как явление, разрушившее БССР. Этот человек не поймет тех, для кого имеют значение идеалы БНР, бело-красно-белый флаг и герб Погоня.
— Такое различное отношение к исторической памяти создает дополнительные линии разломов внутри общества. И влияет на политический выбор. Таким образом, для белорусской нации банальные вопросы исторического единства оказываются актуальными, в том числе из-за различий по отношению к историческому прошлому, — резюмирует Андрей Егоров.
— Государственная идеология исходит из того, что белорусов всегда кто-то угнетал. И только во времена БССР они вздохнули свободно, а уж Республика Беларусь и вовсе стала периодом расцвета, — отмечает историк Алесь Смолянчук.
Истоки возникновения белорусской государственности не так-то просто осознавать даже образованным людям, поскольку ее существование прерывалось. Так что в результатах опроса нет ничего удивительного, считает политолог Андрей Егоров:
— Достаточно вспомнить, как учили истории белорусов в советское время: государственность, якобы, возникала вместе с СССР. Современные школьники и вовсе думают, будто белорусская государственность начиналась с 1991 года.
Знания про ВКЛ — заслуга белорусского возрождения 1990-х годов
Впрочем, большинство участников национального опроса на тему национальной идентичности, проведенного в 2011 году лабораторией Новак, связывают все же белорусскую государственность с Полоцким княжеством и Великим княжеством Литовским.
— Статистика отражает результаты работы по популяризации исторического прошлого Беларуси в 1990-е годы, — полагает Алесь Смолянчук.
Благодаря деятельности белорусских историков, культурных деятелей, писателей и СМИ не так-то просто в массовом сознании заменить факты чистой мифологией, которую навязывают белорусские власти.
— Результаты подобного опроса в начале 1990-х были бы куда более плачевными, — соглашается Андрей Егоров.
С каждым годом историческая память белорусов ухудшается
В течение последних двадцати лет, так или иначе происходит политическое формирование белорусской нации, отмечают эксперты.
— Есть государство, паспорта и границы, — говорит Алесь Смолянчук. — Это, правда, нечто слишком далекое от варианта формирования гражданской нации в Европе. Белорусы — абсолютно лояльные индивиды без прав.
С каждым годом историческая культура и историческая память белорусов ухудшаются. Каждый новый набор студентов в ВУЗах отличается не в лучшую сторону.
— Многие студенты не знают ничего о пакте Молотова-Риббентропа, хотя в учебниках этот факт как раз упоминается, причем, позитивно. Из текста выходит, что правильно, что заключили договор с Германией, начали войну и поделили Польшу, — приводит пример историк.
Учебники играют отрицательную роль в навязывании исторических стереотипов. Ведь для многих белорусов это единственные книги, которые они прочтут по истории.
— Однако формирование исторической памяти происходит через историческую политику: литературу, фильмы, театральные постановки, исторические памятники и даже названия улиц, — отмечает Алесь Смолянчук. — В Беларуси же атрибутика осталась со времен Советского Союза. Ничего не изменилось, хотя того государства уже нет.
Вопрос исторического единства белорусы так и не решили
Восприятие исторического прошлого формирует идентичность человека, то, с каким временным периодом он связывает свое собственное существование, в какой исторический контекст себя вписывает. Те, кто отсчитывает историю белорусской государственности с образования СССР, так и относятся к современной и будущей белорусской государственности.
Человек, не понимающий, что БССР была лишь одним из периодов белорусской государственности, может воспринимать Республику Беларусь как явление, разрушившее БССР. Этот человек не поймет тех, для кого имеют значение идеалы БНР, бело-красно-белый флаг и герб Погоня.
— Такое различное отношение к исторической памяти создает дополнительные линии разломов внутри общества. И влияет на политический выбор. Таким образом, для белорусской нации банальные вопросы исторического единства оказываются актуальными, в том числе из-за различий по отношению к историческому прошлому, — резюмирует Андрей Егоров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники