«Ошеломляет». Критики в восторге от «Дикой охоты короля Стаха»
Мировая премьера новой постановки Белорусского свободного театра по мотивам одноименного романа Владимира Короткевича, состоявшаяся 15 сентября в Лондоне, получила полные восторга отзывы. Объединение оперных певцов, актеров, танцоров и артистов цирка; слияние классической музыки с электроникой; смесь театра, кино и оперы — все это с первого взгляда влюбило в себя как зрителей, так и критиков.
Премьера «Дикой охоты короля Стаха» в театре «Barbican» ошеломляет, иногда удивляет и тотально восхищает», пишет издание Opera Today.
{banner_news_show}
«Дикая охота короля Стаха» называется «неимоверно амбициозной, четко провокационной и вдохновляюще образной постановкой. Иногда даже слишком. Экранизация 1979 года выступает здесь в качестве фона, дезориентируя рядом изображений: лесов, портретов, тумана, комнат в замке. На все это сверху накладываются титры, а дизайн освещения создает тени, сдвиги, узоры, паутину и яркие цвета, которые пробивают господствующую тьму.
Произведение Короткевича одновременно мистическое и современное, историческое и жизненное. Так, директор Белорусского свободного тетра Наталья Коляда говорит, что «Дикая охота» напоминает нам, что прошлое не умерло, оно сегодня здесь, в Европе, и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы остановить его на его пути. Также она добавляет, что одной из целей было объединить артистов из Беларуси и Украины, которые, вынужденные бежать от тирании, преследования и войны, сегодня не могут выступать на родине, — таким образом пять оперных певцов из Украины присоединились к семи актерам Белорусского свободного тетра.
The Guardian обращает внимание на «физический перформанс»: «здесь есть ошеломляющие движения: в одной лесной сцене, в которой хор разыгрывает суматоху в круговой пантомиме, и во второй, где ряд повешенных тел шатаются и дергаются».
Также отмечает издание и визуальную сценографию (авторство Нади Саяпиной и Николая Халезина, который вместе с Натальей Колядой выступает режиссером постановки). «Время от времени появляется U-образный передний экран, придающий действию яркий оттенок снежного шара, усиливая готичность повествования, так что персонажи напоминают фигурки из музыкальной шкатулки. Но наряду с этим вблизи есть настоящее заднего экрана с вырезками из пленки, чтобы мы видели резкие изгибы дома на экране, когда герои передвигаются по нему на сцене».
The Guardian отмечает, что при этом «Дикая охота» не имеет такой политической основы, как предыдущая работа Белорусского свободного театра «Собаки Европы», в которой также использовались сказочные образы, но был гораздо более откровенный комментарий к войне и диктаторской агрессии.
{banner_news_end}
Издание Time Out называет «Дикую охоту» «музыкально и визуально ошеломляющей, хоть немного непонятной». На странице издания театральный критик Анджей Луковский отмечает: «Либретто белорусского поэта Андрея Ходановича безумно прыгает, резко подбрасывая новых персонажей и смущенно расширяя объем действия далеко за пределы первоначального «одинокого особняка» среди болот». Еще больше трудности для зрителя, не знающего белорусского языка, добавляет «туман», который клубится по сцене и иногда мешает рассмотреть английские субтитры.
Также критик отмечает музыку Ольги Подгайской, называя ее партитуру «абсолютно феноменальным, полукошмарным, полусонным звуковым пейзажем из приглушенных пианино и искаженных струнных». Так же захватил господина Луковского и видеодизайн от Дмитрия Гука: «…сцена, где Андрей и Надежда танцуют за медленно вращающимся изображением карусели, впечатляет: она могла длиться полчаса — и мне было бы все равно».
Впрочем критик заключает, что немыслимо, что такое технически сложное шоу работает так хорошо после всего одного предварительного просмотра; и добавляет, что шоу явно станет лучшим со временем и доработками, так как «есть что-то действительно чрезвычайное, что пытается выбраться из его преследуемых привидениями проходов».
Премьера «Дикой охоты короля Стаха» в театре «Barbican» ошеломляет, иногда удивляет и тотально восхищает», пишет издание Opera Today.
«Роман классика белорусской литературы не только углубляется в богатое культурное наследие своей страны, но и предлагает напряженное выявление опыта белорусского народа», — пишет издание, добавляя, что в 2023 году — после более чем 20 лет попыток уничтожения Лукашенко белорусского флага, языка, истории и наследия — роман представляется еще и «глубоким, предусмотрительным рассуждением над судьбой Беларуси».
{banner_news_show}
«Дикая охота короля Стаха» называется «неимоверно амбициозной, четко провокационной и вдохновляюще образной постановкой. Иногда даже слишком. Экранизация 1979 года выступает здесь в качестве фона, дезориентируя рядом изображений: лесов, портретов, тумана, комнат в замке. На все это сверху накладываются титры, а дизайн освещения создает тени, сдвиги, узоры, паутину и яркие цвета, которые пробивают господствующую тьму.
Произведение Короткевича одновременно мистическое и современное, историческое и жизненное. Так, директор Белорусского свободного тетра Наталья Коляда говорит, что «Дикая охота» напоминает нам, что прошлое не умерло, оно сегодня здесь, в Европе, и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы остановить его на его пути. Также она добавляет, что одной из целей было объединить артистов из Беларуси и Украины, которые, вынужденные бежать от тирании, преследования и войны, сегодня не могут выступать на родине, — таким образом пять оперных певцов из Украины присоединились к семи актерам Белорусского свободного тетра.
«Дикая охота короля Стаха» — это политическое заявление, свидетельствующее о солидарности между белорусами и украинцами, едиными в абсолютном осуждении войны в Украине. […] Но это также и изумительно богатое искусство. В заключительном слове Наталья Коляда призвала нас иметь надежду. Беларусь живет, пока живет язык в песнях», — пишет оперная критик Клэр Сеймур в конце своей рецензии в Opera Today.
The Guardian обращает внимание на «физический перформанс»: «здесь есть ошеломляющие движения: в одной лесной сцене, в которой хор разыгрывает суматоху в круговой пантомиме, и во второй, где ряд повешенных тел шатаются и дергаются».
Также отмечает издание и визуальную сценографию (авторство Нади Саяпиной и Николая Халезина, который вместе с Натальей Колядой выступает режиссером постановки). «Время от времени появляется U-образный передний экран, придающий действию яркий оттенок снежного шара, усиливая готичность повествования, так что персонажи напоминают фигурки из музыкальной шкатулки. Но наряду с этим вблизи есть настоящее заднего экрана с вырезками из пленки, чтобы мы видели резкие изгибы дома на экране, когда герои передвигаются по нему на сцене».
The Guardian отмечает, что при этом «Дикая охота» не имеет такой политической основы, как предыдущая работа Белорусского свободного театра «Собаки Европы», в которой также использовались сказочные образы, но был гораздо более откровенный комментарий к войне и диктаторской агрессии.
«Король Стах» — это преимущественно история дома с привидениями, жуткая, атмосферная и безупречно перенесенная на сцену с захватывающей музыкой», — заключает издание.
{banner_news_end}
Издание Time Out называет «Дикую охоту» «музыкально и визуально ошеломляющей, хоть немного непонятной». На странице издания театральный критик Анджей Луковский отмечает: «Либретто белорусского поэта Андрея Ходановича безумно прыгает, резко подбрасывая новых персонажей и смущенно расширяя объем действия далеко за пределы первоначального «одинокого особняка» среди болот». Еще больше трудности для зрителя, не знающего белорусского языка, добавляет «туман», который клубится по сцене и иногда мешает рассмотреть английские субтитры.
Также критик отмечает музыку Ольги Подгайской, называя ее партитуру «абсолютно феноменальным, полукошмарным, полусонным звуковым пейзажем из приглушенных пианино и искаженных струнных». Так же захватил господина Луковского и видеодизайн от Дмитрия Гука: «…сцена, где Андрей и Надежда танцуют за медленно вращающимся изображением карусели, впечатляет: она могла длиться полчаса — и мне было бы все равно».
Впрочем критик заключает, что немыслимо, что такое технически сложное шоу работает так хорошо после всего одного предварительного просмотра; и добавляет, что шоу явно станет лучшим со временем и доработками, так как «есть что-то действительно чрезвычайное, что пытается выбраться из его преследуемых привидениями проходов».