Как спасти белорусскую литературу от вымирания
Писатель и исследователь белорусской литературы Кирилл Стаселько рассказал UDF.BY о том, что спасет наших писателей от вымирания, в каком состоянии рынок белорусской литературы, как сегодня продвигать свое творчество и зачем он сам занялся писательством.
Политик Татьяна Короткевич
Политик Татьяна Короткевич
Еще один вариант — создание инфраструктуры вокруг произведения. Например, я выпустил стикерпак для Telegram по мотивам романа. Месседжи стикеров универсальные: их могут использовать и те, кто не читал книгу, — и в свою очередь заинтересоваться, что ж это за книга такая. Его установили около 500 раз, из которых 250 — за первый месяц.
Само собой, я вел работу и розыгрыши в соцсетях, работал с блогерами.
На фоне таких активностей традиционные презентации — унылая вещь. Но и от них не стоит отказываться. Я презентовал «Marginalis» даже за границей: дважды в Вильнюсе, по одной презентаціі в Варшаве и Будапеште. Книга на белорусском, и презентации были для белорусов зарубежья.
— А как строится работа с блогерами и критиками?
— Издательство или сам автор могут обращаться в тематические издательства или СМИ, где могут публиковаться рецензии. При личном знакомстве можно обращаться к конкретным критикам. Это классический вариант.
Неклассический подход — работа с блогерами, лидерами мнений. Хотя они не профессионалы, но они любят читать, и есть много людей, которым интересно их мнение. В данный момент для этого больше всего подходит Instagram.
— С каким количеством блогеров вы взаимодействуете?
— Если суммировать критиков и блогеров, то около 15-20 с преобладаем последних. Хорошо, что две эти категории рецензентов обращаются к разным аудиориям.
— И какие отзывы?
— В 90% случаев отзывы на мое творчество положительные. Относительно критиков нельзя, правда, сказать однозначно: они скорее не размышляют в категориях «хорошо — плохо» или «понравилось — не понравилось», а анализируют текст со всех сторон.
Интересная реакция была на «Marginalis»: или выраженно положительная, или резко отрицательная. Я связываю это с тем, что текст неклассический, я его задумывал скорее как эксперимент — не все могут усвоить такой формат.
— Кто вам нравится из коллег, белорусских писателей?
— Стараюсь не рассуждать в категориях «любимый / не любимый». Стараюсь знакомиться и читать разное. Отмечу также, что круг моих литературных интересов гораздо шире белорусской художественной литературы и художественной литературы вообще. Поэтому затрудняюсь даже называть сейчас имена.
— Как насчет Виктора Мартиновича, например? Который тоже по-современному продвигает свое творчество.
— С точки зрения информационной работы на слуху, да, Мартинович и Бахаревич. Еще я бы выделил Сашу Романову, которая издала книгу про Марцева с помощью краудфандинга. Думаю, это отличный пример работы в литературном поле.
Еще один пример хорошего маркетинга — издание книг Алексиевич в белорусскоязычной версии. Такой маркетинг стоит активнее использовать: тогда книги начнут лучше продаваться, станут более известными, увеличатся тиражи.
«Писательство приносит удовольствие»
— Хотели ли вы в детстве стать писателем?
— Нет. Сочинениями я не выделялся.
— А когда пришло это решение?
— Когда я в 16 лет попробовал свои силы в написании текстов в журналистской студии в борисовской городской газете «Адзінства», в которой они и публиковались. Потом работал с разными форматами текстов: художественными, публицистическими, научными… Повторюсь, художественная литература — не единственное поле моей деятельности.
Мне вообще не близка идея одной профессии на всю жизнь, профессии-призвания. Тот же нобелиант Сартр был академическим преподавателем, философом и писателем. Фуко помимо писательства занимался общественной деятельностью. Эти люди не замыкались, не закрывались в какой-то одной сфере.
Фуко приводил такой пример интеллектуала. Если физик занимается разработкой ядерной бомбы и критикует ее с технической стороны, он не является интеллектуалом: это просто физик-специалист. А вот когда физик выходит за рамки своих компетенций и критикует бомбу за то, что она убивает людей — затрагивает гуманитарные, ценностные аспекты — тогда он становится интеллектуалом.
— В чем ваша мотивация, чтобы быть писателем? Почему вам нравится заниматься литературой?
— Во-первых, это приносит мне удовольствие. Во-вторых, это способ решения вопросов, которые ставит передо мной жизнь. В-третьих, литературная деятельность помогает расширить поле коммуникации с другими людьми… Есть много плюшек.
— В чем состоит это удовольствие и эти вопросы?
— Эмоциональное, интеллектуальное, от придумывания, создания внутреннего мира или ситуаций, в которых можно побыть…
А вопросы — как бы я сам повел себя в подобной ситуации? что бы я выбрал? в чем я отличаюсь от других?
— Одни говорят, что научиться писать нельзя. Другие — что письмо есть ремесло и его может освоить любой человек…
— Если смотреть на писательство как на дело всей жизни и призвание, то писателем нужно родиться: как ни стремись — вершин не достигнешь.
Но у меня позиция другая. Я считаю, что человек может всему научиться. Эдисон говорил, что гениальность — только на 10% талант и на 90% работа. Даже те 10% таланта, если их не развивать, они потеряются. И их легко перекроет более старательный конкурент.