Реликвия св. Евфросинии в Полоцком монастыре не соответстует ее эпохе
На землях Беларуси вериги — тяжелые цепи для "усмирения плоти" — появились только в XV-XVI веках, тогда как святая жила в XII веке.
В 1998 году в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре появилась новая реликвия — вериги. Это тяжелые металлические цепи весом до 7 килограммов, которые аскеты носили на голом теле для "усмирения плоти". По утверждению местных монахинь, пишут "Народныя навіны Віцебска", цели принадлежали святой Евфросинии Полоцкой.
Передала вериги епископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию прихожанка Спасского храма Елена, когда работала при монастыре. По словам женщины, в 1991 году ей во сне явилась сама преподобная Евфросиния, несколько раз сказав "цепочки, цепочки". Елена стала искать цепи в храме и нашла их на чердаке Спасо-Преображенской церкви, приняв за вериги святой Евфросинии.
Сейчас вериги хранятся в дубовой резной раке с сенью, где до 2007 года покоились мощи Евфросинии.
На сайте Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря утверждается о древнем предании, согласно которому Евфросиния в течение многих лет совершала подвиг ношения вериг.
Однако, пишут "Народныя навіны Віцебска", "историки, археологи и осведомленные христиане характер появления этой святыни в монастыре ставят под сомнение".
По утверждению историков, в Древней Руси вериги носили уже в XI–XII веках. Но на землях Беларуси, как писал русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов в своем труде "Из чтений по церковной археологии", только в XV-XVI веках. Глубокий анализ полоцкой новореликвии не проводился. Люди, разбирающиеся в кузнечном ремесле, подлинность вериг Евфросинии Полоцкой ставят под сомнение, так как заводского литья в ХІІ столетии не существовало.
В 1998 году в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре появилась новая реликвия — вериги. Это тяжелые металлические цепи весом до 7 килограммов, которые аскеты носили на голом теле для "усмирения плоти". По утверждению местных монахинь, пишут "Народныя навіны Віцебска", цели принадлежали святой Евфросинии Полоцкой.
Передала вериги епископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию прихожанка Спасского храма Елена, когда работала при монастыре. По словам женщины, в 1991 году ей во сне явилась сама преподобная Евфросиния, несколько раз сказав "цепочки, цепочки". Елена стала искать цепи в храме и нашла их на чердаке Спасо-Преображенской церкви, приняв за вериги святой Евфросинии.
Сейчас вериги хранятся в дубовой резной раке с сенью, где до 2007 года покоились мощи Евфросинии.
На сайте Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря утверждается о древнем предании, согласно которому Евфросиния в течение многих лет совершала подвиг ношения вериг.
Однако, пишут "Народныя навіны Віцебска", "историки, археологи и осведомленные христиане характер появления этой святыни в монастыре ставят под сомнение".
Вериги ли это и тем более святой Евфросинии Полоцкой? Почему о древнем предании, на которое делают акцент монахини монастыря, не было никому известно ранее? И ведь существует только один главный источник, который повествует о жизни полоцкой святой, – это "Житие преподобной Евфросинии Полоцкой". Оно дошло до нашего времени в шести редакциях и более чем в 150 списках XVI—XVIII веков. Но в нем о ношении вериг нет ни слова.
По утверждению историков, в Древней Руси вериги носили уже в XI–XII веках. Но на землях Беларуси, как писал русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов в своем труде "Из чтений по церковной археологии", только в XV-XVI веках. Глубокий анализ полоцкой новореликвии не проводился. Люди, разбирающиеся в кузнечном ремесле, подлинность вериг Евфросинии Полоцкой ставят под сомнение, так как заводского литья в ХІІ столетии не существовало.