Тот самый Дон Кихот: артисту Владимиру Зельдину исполнилось 100 лет
100 лет Владимиру Зельдину отметят 10 февраля спектаклем-концертом в Театре армии, где артист работает уже 70-й сезон. Спектакль - бенефис артиста "100, или Танцы со временем" поставил режиссер Юлий Гусман.
Рыцарь в латах и глухом шлеме мчится на коне по улицам Москвы - мимо храма Христа Спасителя, мимо Кремля, по Тверской, по Бульварному кольцу. Вокруг ездят машины, ходят люди в современной одежде. Конечная точка его маршрута - Театр Российской армии, у которого рыцарь спешится и пройдет за кулисы.
Такой видеозарисовкой начинается представление под названием "100, или Танцы со временем", поставленное Юлием Гусманом, которое будет посвящено совершенно беспрецедентному событию - 100-летнему юбилею старейшего актера русской сцены Владимира Зельдина.
Гусман и Зельдин работают вместе относительно недавно, всего десять лет. Недавно - это если рассматривать с точки зрения жизни Зельдина в театре: впервые артист вышел на сцену в 1938 году.
К 90-летию актера, начавшего сниматься у Пырьева и Эйзенштейна, Гусман поставил спектакль "Человек из Ламанчи", который с тех пор идет в Театре армии с аншлагами. К 95-летию - постановку "Танцы с учителем", сокращенную версию которого покажут в первом отделении бенефисного концерта.
Во втором на сцену, по предварительным данным, юбиляра выйдут поздравлять Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, братья Запашные и многие другие знаменитости.
"Газета.Ru" предположила, какие кино- и театральные роли будут вспоминать поздравляющие.
"Свинарка и пастух"
Старейший в мире действующий артист театра попал на большую сцену через кино, а туда, в свою очередь, через Театр транспорта: помощница великого Ивана Пырьева увидела молодого актера в одном из спектаклей и порекомендовала его своему шефу. Тот пригласил его в свою музыкальную комедию "Свинарка и пастух" на роль дагестанского пастуха Мусаиба, претендующего на сердце прекрасной Глаши (эту роль исполнила Марина Ладынина).
Фильм, вышедший на экраны в 1941 году, имел успех и у публики, и у высшего руководства страны.
Какое-то время Зельдина называли любимым артистом Сталина, что, кажется, было недалеко от истины. Артист во время войны выезжал на фронт в составе агитбригад, и солдаты неизменно встречали его с восторгом.
"Учитель танцев" и "Тот самый Мюнхгаузен"
После конца войны Зельдину довелось сыграть роль, которая стала потом сквозной для его карьеры, образом-лейтмотивом для всей его жизни в искусстве, - дворянина Алдеморо в "Учителе танцев" по Лопе де Веге; эта роль стала для него первой на сцене Театра Советской армии. Бедный дворянин, влюбляющийся в девушку, просачивается в дом возлюбленной под видом танцмастера и старательно добивается большого чувства. О том, насколько этот сюжет в исполнении Зельдина понравился зрителям, можно судить по тому, что спектакль этот был сыгран более 1000 раз.
Легко увидеть параллель в жизни: кажется, у Зельдина не было в театре года без роли, однако далеко не все из них были звездными и заметными; старательность и актерская пластичность, помноженные на тонкое чутье к карнавально-водевильной стилистике, сделали его профессионалом высшей пробы еще в 1950-х. Однако до следующей заметной работы - Серебрякова в "Дяде Ване" Алексея Попова - ему пришлось ждать долго, до 1971 года. Кстати, за год до выхода этого спектакля он сыграл эту же роль в знаменитой картине Андрея Кончаловского.
По-настоящему сильной (и главной) роли ему удалось дождаться только к концу 1970-х. Именно на него Григорий Горин по заказу Театра Советской армии написал пьесу "Тот самый Мюнхгаузен", позже ставшую всесоюзно известной в киноисполнении Марка Захарова с Олегом Янковским в главной роли.
А в 1979 году Зельдину довелось стать первым исполнителем роли тонкого и ироничного барона, утверждающего, что все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица.
Иностранец в своем отечестве, или 50 лет спустя
Кино не баловало Зельдина главными партиями: в знаменитой "Карнавальной ночи" молодого Эльдара Рязанова, по которой многие помнят артиста, роль ему досталась довольно небольшая.
Зато хорошо эксплуатировало его стать и аристократизм: ему доверяли роли иностранцев в отечественных фильмах на зарубежные сюжеты.
В "Миссии в Кабуле" он играл британского военного атташе, в экранизации "Вина из одуванчиков" — Джона Бентли, позже в эпической "Блокаде" - фельдмаршала фон Лееба. Позже, уже в 1980-х, - комиссара полиции в "Тайне "Черных дроздов", сенатора Фэллоуза в "Рафферти", госсекретаря США в "Победе". Однако самой стильной и по-настоящему главной стала для него роль в "Десяти негритятах" Станислава Говорухина в 1987 году.
В единственной в истории кино экранизации камерного триллера Агаты Кристи он сыграл судью Уоргрейва, вершащего свой суд над девятью грешниками, собранными им на отдаленном острове.
У каждой эпохи находилась своя роль для Зельдина; так, одной из последних его работ является вовсе не маленькая партия в четвертом и пятом сезонах противоречивого сериала "Сваты". Это не единственная многосерийка, где артисту нашлось место: сыграл он и в "Даше Васильевой, любительнице частного сыска", и даже в "Ералаше". Задействовали артиста и Эльдар Рязанов в своем печальном "Андерсен. Жизнь без любви", и Вера Глаголева в "Чертовом колесе". Не чурался Зельдин и "сиквелов" своих нашумевших ролей; так, в "Парке советского периода" Юлия Гусмана в рамках своего камео снова сыграл пастуха Мусаиба, а в "Карнавальной ночи. 50 лет спустя" - клоуна Топа, постаревшего на десятки лет.
"Человек из Ламанчи"
Актеров, с которыми режиссеры работают из постановки в постановку, часто называют "талисманами". В случае с режиссером Юлием Гусманом и Владимиром Зельдиным эта связь кажется обоюдной. К 90-летию артиста режиссер поставил на сцене Театра армии "Человек из Ламанчи" по пьесе Дейла Вассермана. Зельдин рассказывал, как на отдыхе признался Гусману, что всю жизнь мечтал сыграть Дон Кихота. Сказано - сделано: музыкальная постановка по бродвейской пьесе о Сервантесе, пишущем свой "последний рыцарский роман", появилась на сцене Театра армии. И никуда не исчезла: уже 100-летний артист минимум раз в месяц до сих пор выходит петь и пританцовывать на самые большие театральные подмостки Москвы.
Второй их совместной работой стали "Танцы с учителем" - автобиографическая постановка, в которой Зельдин скрывается под прозрачным псевдонимом Неделин и вместе с режиссером рефлексирует свой огромный творческий путь.
Для кого точно артист Владимир Зельдин является талисманом, так это для своего театра: аншлаги спектаклям со своим участием обеспечивает именно он. И не только тем фактом, что является, видимо, старейшим из действующих артистов во всем мире. Блестяще знающий свою органику, умеющий отыгрывать свой статус возрастного актера, досконально знающий ремесло профессионал, умеющий одновременно смиренно и увлеченно превращаться из лихого премьера в "поддерживающего" артиста или даже актера эпизода, - все эти безусловные театральные и человеческие добродетели и дали Зельдину возможность сохраниться как в профессии, так и в жизни.
Рыцарь в латах и глухом шлеме мчится на коне по улицам Москвы - мимо храма Христа Спасителя, мимо Кремля, по Тверской, по Бульварному кольцу. Вокруг ездят машины, ходят люди в современной одежде. Конечная точка его маршрута - Театр Российской армии, у которого рыцарь спешится и пройдет за кулисы.
Такой видеозарисовкой начинается представление под названием "100, или Танцы со временем", поставленное Юлием Гусманом, которое будет посвящено совершенно беспрецедентному событию - 100-летнему юбилею старейшего актера русской сцены Владимира Зельдина.
Гусман и Зельдин работают вместе относительно недавно, всего десять лет. Недавно - это если рассматривать с точки зрения жизни Зельдина в театре: впервые артист вышел на сцену в 1938 году.
К 90-летию актера, начавшего сниматься у Пырьева и Эйзенштейна, Гусман поставил спектакль "Человек из Ламанчи", который с тех пор идет в Театре армии с аншлагами. К 95-летию - постановку "Танцы с учителем", сокращенную версию которого покажут в первом отделении бенефисного концерта.
Во втором на сцену, по предварительным данным, юбиляра выйдут поздравлять Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, братья Запашные и многие другие знаменитости.
"Газета.Ru" предположила, какие кино- и театральные роли будут вспоминать поздравляющие.
"Свинарка и пастух"
Первая большая кинороль Владимира Зельдина - дагестанский пастух Мусаиб Гатуев. Фильм "Свинарка и пастух" вышел на экраны в 1941 году. Фото: www.kino-teatr.ru
Старейший в мире действующий артист театра попал на большую сцену через кино, а туда, в свою очередь, через Театр транспорта: помощница великого Ивана Пырьева увидела молодого актера в одном из спектаклей и порекомендовала его своему шефу. Тот пригласил его в свою музыкальную комедию "Свинарка и пастух" на роль дагестанского пастуха Мусаиба, претендующего на сердце прекрасной Глаши (эту роль исполнила Марина Ладынина).
Фильм, вышедший на экраны в 1941 году, имел успех и у публики, и у высшего руководства страны.
Какое-то время Зельдина называли любимым артистом Сталина, что, кажется, было недалеко от истины. Артист во время войны выезжал на фронт в составе агитбригад, и солдаты неизменно встречали его с восторгом.
"Учитель танцев" и "Тот самый Мюнхгаузен"
После конца войны Зельдину довелось сыграть роль, которая стала потом сквозной для его карьеры, образом-лейтмотивом для всей его жизни в искусстве, - дворянина Алдеморо в "Учителе танцев" по Лопе де Веге; эта роль стала для него первой на сцене Театра Советской армии. Бедный дворянин, влюбляющийся в девушку, просачивается в дом возлюбленной под видом танцмастера и старательно добивается большого чувства. О том, насколько этот сюжет в исполнении Зельдина понравился зрителям, можно судить по тому, что спектакль этот был сыгран более 1000 раз.
Легко увидеть параллель в жизни: кажется, у Зельдина не было в театре года без роли, однако далеко не все из них были звездными и заметными; старательность и актерская пластичность, помноженные на тонкое чутье к карнавально-водевильной стилистике, сделали его профессионалом высшей пробы еще в 1950-х. Однако до следующей заметной работы - Серебрякова в "Дяде Ване" Алексея Попова - ему пришлось ждать долго, до 1971 года. Кстати, за год до выхода этого спектакля он сыграл эту же роль в знаменитой картине Андрея Кончаловского.
По-настоящему сильной (и главной) роли ему удалось дождаться только к концу 1970-х. Именно на него Григорий Горин по заказу Театра Советской армии написал пьесу "Тот самый Мюнхгаузен", позже ставшую всесоюзно известной в киноисполнении Марка Захарова с Олегом Янковским в главной роли.
А в 1979 году Зельдину довелось стать первым исполнителем роли тонкого и ироничного барона, утверждающего, что все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица.
Иностранец в своем отечестве, или 50 лет спустя
Кино не баловало Зельдина главными партиями: в знаменитой "Карнавальной ночи" молодого Эльдара Рязанова, по которой многие помнят артиста, роль ему досталась довольно небольшая.
Зато хорошо эксплуатировало его стать и аристократизм: ему доверяли роли иностранцев в отечественных фильмах на зарубежные сюжеты.
В "Миссии в Кабуле" он играл британского военного атташе, в экранизации "Вина из одуванчиков" — Джона Бентли, позже в эпической "Блокаде" - фельдмаршала фон Лееба. Позже, уже в 1980-х, - комиссара полиции в "Тайне "Черных дроздов", сенатора Фэллоуза в "Рафферти", госсекретаря США в "Победе". Однако самой стильной и по-настоящему главной стала для него роль в "Десяти негритятах" Станислава Говорухина в 1987 году.
Одна из самых запоминающихся ролей Владимира Зельдина - судья Уоргрейв в экранизации "Десяти негритят" Агаты Кристи, снятой в 1987 году Станиславом Говорухиным. Фото: www.kino-teatr.ru
В единственной в истории кино экранизации камерного триллера Агаты Кристи он сыграл судью Уоргрейва, вершащего свой суд над девятью грешниками, собранными им на отдаленном острове.
У каждой эпохи находилась своя роль для Зельдина; так, одной из последних его работ является вовсе не маленькая партия в четвертом и пятом сезонах противоречивого сериала "Сваты". Это не единственная многосерийка, где артисту нашлось место: сыграл он и в "Даше Васильевой, любительнице частного сыска", и даже в "Ералаше". Задействовали артиста и Эльдар Рязанов в своем печальном "Андерсен. Жизнь без любви", и Вера Глаголева в "Чертовом колесе". Не чурался Зельдин и "сиквелов" своих нашумевших ролей; так, в "Парке советского периода" Юлия Гусмана в рамках своего камео снова сыграл пастуха Мусаиба, а в "Карнавальной ночи. 50 лет спустя" - клоуна Топа, постаревшего на десятки лет.
"Человек из Ламанчи"
В спектакле "Человек из Ламанчи". Фото: www.kino-teatr.ru
Актеров, с которыми режиссеры работают из постановки в постановку, часто называют "талисманами". В случае с режиссером Юлием Гусманом и Владимиром Зельдиным эта связь кажется обоюдной. К 90-летию артиста режиссер поставил на сцене Театра армии "Человек из Ламанчи" по пьесе Дейла Вассермана. Зельдин рассказывал, как на отдыхе признался Гусману, что всю жизнь мечтал сыграть Дон Кихота. Сказано - сделано: музыкальная постановка по бродвейской пьесе о Сервантесе, пишущем свой "последний рыцарский роман", появилась на сцене Театра армии. И никуда не исчезла: уже 100-летний артист минимум раз в месяц до сих пор выходит петь и пританцовывать на самые большие театральные подмостки Москвы.
Второй их совместной работой стали "Танцы с учителем" - автобиографическая постановка, в которой Зельдин скрывается под прозрачным псевдонимом Неделин и вместе с режиссером рефлексирует свой огромный творческий путь.
Для кого точно артист Владимир Зельдин является талисманом, так это для своего театра: аншлаги спектаклям со своим участием обеспечивает именно он. И не только тем фактом, что является, видимо, старейшим из действующих артистов во всем мире. Блестяще знающий свою органику, умеющий отыгрывать свой статус возрастного актера, досконально знающий ремесло профессионал, умеющий одновременно смиренно и увлеченно превращаться из лихого премьера в "поддерживающего" артиста или даже актера эпизода, - все эти безусловные театральные и человеческие добродетели и дали Зельдину возможность сохраниться как в профессии, так и в жизни.
Владимир Зельдин 7 октября 2013 года участвовал в эстафете олимпийского огня в Москве. Фото: www.kino-teatr.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники