UDF

Новости

Самая известная в мире белорусская компания празднует день рождения: 7 цитат Виктора Кислого

Probusiness.by
14.08.2017
В эти дни компания Wargaming отмечает свое 19-летие и 7-летие выхода на рынок легендарной игры World of Tanks. Продукт стал явлением в игровой индустрии и едва ли не самым узнаваемым брендом made in Belarus в мире.

Как и многие значительные вещи в бизнесе, WoT появилась после длинной серии проб и ошибок, разочарований и «вставания с колен». Сегодня игра и компания продолжают развиваться, сталкиваясь с новыми интересными задачами и вызовами. Редакция «Про бизнес.» желает основателю Wargaming Виктору Кислому и его команде отличной бизнес-формы, новых прорывов и исторических побед!

Накануне Probusiness.by выбрал 7 цитат Виктора, которые не теряют актуальности во времени и будут полезны для любого предпринимателя, независимо от сферы бизнеса.


1. Про бизнес-модель

«Надо было придумать собственную вселенную. Решили сузить выбор: все-таки игр, где пехота бегает туда-сюда, достаточно много. И тогда решили — и вот это вообще самый crazy-пункт был: а давайте только танки! Ну, а давайте только танки! Мы тогда и не подозревали, до каких масштабов эта идея разрастется!

Я и несколько моих коллег объездили Россию и весь мир. Думали, может быть, найти издателя. В той же Германии, в той же Америке пытались найти издателя, но так получилось, что не нашли, и, как говорится, слава богу. Потому что как раз здесь произошел фундаментальный перелом в самой индустрии.

Издатели умели продавать только «коробку», но доходило до смешного: они просто не понимали, как можно вести бизнес в онлайне, как это — бесплатная игра? Не понимали, что можно скачать и вообще ничего не платить, потому что тот же World of Warcraft шел по подписке — $ 10−20 в месяц. А вдруг нам никогда не заплатят? Как показывает наша статистика, 70−75% игроков действительно не тратят своих денег. Издатели говорили: не-не-не, мы на это пойти не можем. Примерно такой диалог везде с издателями происходил.

Вызывала, мягко говоря, легкое недоверие узкая танковая тематика. Игрок еще может ассоциировать себя эмоционально с орком, с эльфийкой, а тут как — это же кусок железа!

Как я могу себя ассоциировать с танком? В эти ваши танки поиграются и бросят — так нам говорили.

Но в итоге вышло по-другому».



2. Про ошибки

«Читайте, ищите нужную информацию, учитесь всегда и везде. Еще со школы я увлекался военной историей. Помните, была такая серия — «Книга будущих командиров», «Книга будущих адмиралов». Я читал их, смотрел много фильмов про гражданскую войну, Великую Отечественную войну и 1812 год. Военная история помогла мне понять, что невозможно победить сразу. Иногда для того, чтобы выиграть, приходится отступать и проигрывать. Многие величайшие победы в истории так начинались.

Что-то подобно случилось и с World of Tanks. При разработке мы делали множество ошибок. Получив очередной щелчок по носу, мы начинали разбираться, что пошло не так и почему. Самым обидным оказывалось то, что в большинстве случаев об этой ошибке уже было писано-переписано в книгах, прессе, блогах».



3. Про людей

«Учитесь разбираться в людях. Самое болезненное — ошибиться в человеке. Я очень редко выдвигал прямые обвинения в промахах и недочетах кому-нибудь из своей команды. Все ошибки своих коллег и подчиненных я относил на свой счет. Главный способ выжить и достичь успеха в бизнесе — создать сильную и надежную команду специалистов, верных людей и единомышленников».



4. Про деньги

«За месяц до запуска World of Tanks деньги кончились полностью. Я у знакомых брал в долг: до понедельника, на месяц — в буквальном смысле слова. Но назад отступать уже нельзя было. И в ночь с 12 на 13 августа 2010 года мы дернули рубильник — и танки поехали. К моменту выхода игры мы вложили $ 8−10 млн.

И вот к августу 2010 как-то раз оно и случилось, пошли деньги! Первые цифры были достаточно скромные, но буквально через месяц-два они значительно превзошли наши прогнозы, и пошел рост. Причем в какой-то момент он даже стал практически экспоненциальным. Рекламу, традиционную деятельность по продвижению мы, естественно, вели. Но многие люди приходили не по рекламному tracing — его можно отследить. Мы видим: просто люди идут, а откуда они идут — непонятно. Это друзья друзей, word of mouth, или сарафанное радио. Люди сами втягивают в игру своих друзей — сама игра к этому и подталкивает, потому что когда кооперируешься на фланге с тремя танками разного типа (артиллерия, светляк и середняк), то игра становится интересней. Кооперация, слаженная командная работа очень помогают. Наверное, поэтому и друзей тащат. Ну и игра получилась хорошая».



5. Про долгосрочную стратегию

«Мы не смотрим на средний ARPU пользователя [Average Revenue Per User — средняя выручка с пользователя за определенный период времени]. Можно сделать и $ 27,7 [вместо средних $ 25], но ради этого можно угробить репутацию. Кратковременно резко заработать много денег можно, но потом останется выжженная земля. Мы видели такой эффект — когда сильно закручиваешь гайки, то потом идет спад. Нам выгодно, чтобы выручка была стабильной или немного росла. Мы за несколько лет определили эту социально приемлемую цифру, которую человек из кармана может достать. И мы не хотим ее существенно менять. Бизнес типа нашего надо вести спокойно.

Мы должны делать игру так, словно строим пирамиды — на многие века или тысячелетия».



6. Про перемены

«Мы слегка зазнались года 3 назад. Думали, что знаем все о нуждах фанатов и нам не нужен фидбек комьюнити. В конечном итоге все это превратилось, как бы это сказать, не в катастрофу, но мы уперлись в какую-то стену.

То, что мы делали до Рубикона (версия игры 10.0 «Рубикон» в ходе тестирования не оправдала ожидания пользователей и Wargaming скорректировала план выхода обновлений World of Tanks — прим. «Про бизнес.») — это было мое решение. Потом я буквально «пересобрал» всю команду World of Tanks.

Раньше это была белорусская команда со штаб-квартирой в Минске. Они даже английским хорошо не владели. Мы поняли, что есть у старой команды некоторые ограничения, поэтому я ввел новых людей. Нам, как компании, понадобились годы, чтобы прийти к пониманию необходимости таких перемен…».



7. Про свой продукт

«Я каждый день играю в WoT под своим именем. Это проверка для меня. Я играю на протяжении часа и получаю по 20 сообщений от игроков. Раньше они ругались и жаловались. Это было два года назад. Год. Теперь они, в основном, говорят «спасибо».


В этом году 30 сентября основатель Wargaming Виктор Кислый и главный операционный директор Wargaming Марат Карпеко впервые примут участие в нашем форуме «Бизнес Будущего».



Перейти на сайт