Декрет семи бед
Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», подписанный 1 апреля главой государства, не на шутку взбудоражил белорусское общество и продолжает будоражить ныне. Чем дальше в лес этого декрета, тем больше наломанных дров обнаруживают эксперты, анализирующие сей дивный продукт белорусского законотворчества.
Специалисты говорят о сырости документа, указывают на множество логических и юридических нестыковок. «Кроме подмены понятий и ухода от решения реальных проблем, декрет несет в себе и существенные риски для социальной стабильности, поскольку направлен в значительной степени против социально-уязвимых групп населения, которые в период кризиса и нарастания напряженности на рынке труда рискуют попасть за черту бедности при отсутствии значимой социальной поддержки», - убеждён директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. Юрист Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных насчитал, как минимум, пять статей Конституции, которым противоречит Декрет №3.
Не вдаваясь в юридические аспекты проблемы, приведу три случая из жизни своих знакомых, наглядно демонстрирующих нелепость принятого документа.
Первый персонаж - глава большого семейства, отец четырёх детей, двое из которых уже выросли, двое ещё только растут. Так повелось в этой семье, что все финансовые заботы о близких взял на себя мужчина, а его жена все эти годы вела домашнее хозяйство и занималась детьми. Это было непросто - парню приходилось работать на двух, а то и на трёх работах - зато в доме всегда был покой и порядок, дети росли ухоженными. И вот теперь этот порядок нарушен одним росчерком «высочайшего» пера.
Поскольку двое из четырёх детей уже совершеннолетние, мать их теперь считается «не участвующей в финансировании госрасходов». Хотя, по большому счёту, воспитывая детей, она ох, как участвует в этом финансировании - дети, выросшие в благополучной семье, не станут наркоманами и гопниками, государству не придется тратить деньги на их перевоспитание или содержание в местах не столь отдалённых. Но подписантам злосчастного декрета это в голову не пришло, и теперь семье придётся ломать сложившийся уклад, матери четырёх детей придется устраиваться на работу. А поскольку все эти годы она была домохозяйкой, и не успела получить каких-то профессиональных навыков, работа ей светит сугубо неквалифицированная. Или же придётся выковыривать из семейного бюджета эти злосчастные 20 базовых. То есть, фактически, отрывать их у детей - ведь в большой семье ни одна копейка не бывает лишней.
Второй мой знакомый - художник-авангардист. Немного безумный, немного не такой как все. В Союз художников не вступает принципиально - ну вот такие у него тараканы в голове. Живет от картины к картине. Сказать не жирует - ничего не сказать: в основном, друзья помогают ему свести концы с концами. Возможно, в будущем к нему придет слава, и мир признает в нём белорусского Ван Гога. Но пока что он также попадает под определение «тунеядец» aka «социальный иждивенец», и в следующем году вынужден будет искать эти проклятые 20 базовых. Хотя вряд ли он их найдёт - скорее всего, родное «социальное государство» заставит непризнанного гения отмахать 15 суток лопатой или метлой. Зачем колхозу какие-то гении? А вот дворников не хватает.
И, наконец, третий мой знакомый - из разряда тех, ради кого и затевался весь этот социально-иждивенческий сыр-бор. Работает в одном из крупнейших городов России, зарабатывает хорошие деньги. Трудится, естественно, нелегально, нигде не регистрируется - белорусам в России можно жить 90 дней без регистрации. Когда срок истекает, он просто едет в Беларусь, а потом возвращается обратно - билет является подтверждением срока пребывания. Но теперь, говорит, можно подумать и о регистрации. Даже если придется за неё заплатить. Уж лучше, говорит, там заплачу, чем здесь - там хоть понятно, за что. Естественно, никаких базовых величин «социальное государство» с таких умельцев стрясти не сможет, а значит, будет доить безропотных домохозяек и маргиналов.
И это только три истории людей, которых я знаю лично. А сколько таких историй по всей стране! И сколько их будет завтра? Ведь в положении «социальных иждивенцев» вскоре могут оказаться сотни тысяч белорусов: кризис ещё только начинается, а десятки предприятий уже сейчас стоят рогом.
И на службу занятости белорусам надежды никакой. Если в цивилизованных странах на пособие по безработице можно не только выживать, но и вести полноценную жизнь, удовлетворяя, хоть и скромненько, все насущные потребности, от физиологических до культурных, то в Беларуси так называемое пособие по безработице - это плевок в лицо здравому смыслу. Да ещё и покорячься за этот плевок на колхозной грядке!
Один глупец семи бед венец, гласит поговорка. Сколько «мудрецов» приложили руку к разработке злополучного Декрета №3, мы, вероятно, узнаем ещё нескоро. Но то, что он принесёт неприятности людям, которые их совершенно не заслуживают, предположить можно наверняка.
Специалисты говорят о сырости документа, указывают на множество логических и юридических нестыковок. «Кроме подмены понятий и ухода от решения реальных проблем, декрет несет в себе и существенные риски для социальной стабильности, поскольку направлен в значительной степени против социально-уязвимых групп населения, которые в период кризиса и нарастания напряженности на рынке труда рискуют попасть за черту бедности при отсутствии значимой социальной поддержки», - убеждён директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. Юрист Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных насчитал, как минимум, пять статей Конституции, которым противоречит Декрет №3.
Не вдаваясь в юридические аспекты проблемы, приведу три случая из жизни своих знакомых, наглядно демонстрирующих нелепость принятого документа.
Первый персонаж - глава большого семейства, отец четырёх детей, двое из которых уже выросли, двое ещё только растут. Так повелось в этой семье, что все финансовые заботы о близких взял на себя мужчина, а его жена все эти годы вела домашнее хозяйство и занималась детьми. Это было непросто - парню приходилось работать на двух, а то и на трёх работах - зато в доме всегда был покой и порядок, дети росли ухоженными. И вот теперь этот порядок нарушен одним росчерком «высочайшего» пера.
Поскольку двое из четырёх детей уже совершеннолетние, мать их теперь считается «не участвующей в финансировании госрасходов». Хотя, по большому счёту, воспитывая детей, она ох, как участвует в этом финансировании - дети, выросшие в благополучной семье, не станут наркоманами и гопниками, государству не придется тратить деньги на их перевоспитание или содержание в местах не столь отдалённых. Но подписантам злосчастного декрета это в голову не пришло, и теперь семье придётся ломать сложившийся уклад, матери четырёх детей придется устраиваться на работу. А поскольку все эти годы она была домохозяйкой, и не успела получить каких-то профессиональных навыков, работа ей светит сугубо неквалифицированная. Или же придётся выковыривать из семейного бюджета эти злосчастные 20 базовых. То есть, фактически, отрывать их у детей - ведь в большой семье ни одна копейка не бывает лишней.
Второй мой знакомый - художник-авангардист. Немного безумный, немного не такой как все. В Союз художников не вступает принципиально - ну вот такие у него тараканы в голове. Живет от картины к картине. Сказать не жирует - ничего не сказать: в основном, друзья помогают ему свести концы с концами. Возможно, в будущем к нему придет слава, и мир признает в нём белорусского Ван Гога. Но пока что он также попадает под определение «тунеядец» aka «социальный иждивенец», и в следующем году вынужден будет искать эти проклятые 20 базовых. Хотя вряд ли он их найдёт - скорее всего, родное «социальное государство» заставит непризнанного гения отмахать 15 суток лопатой или метлой. Зачем колхозу какие-то гении? А вот дворников не хватает.
И, наконец, третий мой знакомый - из разряда тех, ради кого и затевался весь этот социально-иждивенческий сыр-бор. Работает в одном из крупнейших городов России, зарабатывает хорошие деньги. Трудится, естественно, нелегально, нигде не регистрируется - белорусам в России можно жить 90 дней без регистрации. Когда срок истекает, он просто едет в Беларусь, а потом возвращается обратно - билет является подтверждением срока пребывания. Но теперь, говорит, можно подумать и о регистрации. Даже если придется за неё заплатить. Уж лучше, говорит, там заплачу, чем здесь - там хоть понятно, за что. Естественно, никаких базовых величин «социальное государство» с таких умельцев стрясти не сможет, а значит, будет доить безропотных домохозяек и маргиналов.
И это только три истории людей, которых я знаю лично. А сколько таких историй по всей стране! И сколько их будет завтра? Ведь в положении «социальных иждивенцев» вскоре могут оказаться сотни тысяч белорусов: кризис ещё только начинается, а десятки предприятий уже сейчас стоят рогом.
И на службу занятости белорусам надежды никакой. Если в цивилизованных странах на пособие по безработице можно не только выживать, но и вести полноценную жизнь, удовлетворяя, хоть и скромненько, все насущные потребности, от физиологических до культурных, то в Беларуси так называемое пособие по безработице - это плевок в лицо здравому смыслу. Да ещё и покорячься за этот плевок на колхозной грядке!
Один глупец семи бед венец, гласит поговорка. Сколько «мудрецов» приложили руку к разработке злополучного Декрета №3, мы, вероятно, узнаем ещё нескоро. Но то, что он принесёт неприятности людям, которые их совершенно не заслуживают, предположить можно наверняка.